БАКУ /Trend/ - Россия всегда хотела изменить условия транзита газа, который транспортируется в Армению по территории Грузии, так как установленный тариф на транзит носит, скорее, политический характер и превышает аналогичные мировые тарифы в 2,5 раза, сказал в понедельник Trend директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.
По его словам, ранее "Газпром" бездействовал и не мог осуществить свое намерение.
"Сейчас миф вице-премьера, министра энергетики Кахи Каладзе и экс-премьера Бидзины Иванишвили о "независимости от Азербайджана" создал подвижки в этом вопросе. "Газпром" сразу же воспользовался этим в своих интересах. Уже сейчас можно сказать, когда и при каких условиях закончатся эти игры в "газовую независимость". Эти игры закончатся после того, как Россия снизит плату за транзит газа в Армению с 10 до 5 процентов. Возможно, "Газпром" не ожидал, что грузинские специалисты допустят такие серьезные ошибки. Более чем вероятно, что у этого вопроса есть более серьезные причины", - отметил политолог.
По словам Ахмедоглу, Иванишвили является одним из акционеров "Газпрома", который намерен этим воспользоваться и решить вопрос транзита с Грузией в своих интересах.
"Небольшая операция Иванишвили с акциями подтолкнула его к тому, чтобы выступить инициатором. Иванишвили является вдохновителем Кахи Каладзе на переговоры с "Газпромом". Наконец, в определенный период переговоров по газу глава "Газпрома" Алексей Миллер заговорил о том, что Россия не нуждается в Грузии для транспортировки газа в Армению. Якобы "Газпром" пошел на своповые операции с Ираном и обеспечит Армению иранским газом, а затем Россия вернет этот газ Ирану в другой стране, к примеру, в Турции или Азербайджане. Естественно, не так важно, где Россия вернет купленный у Ирана газ, потому что поставки РФ иранского газа в Армению невозможны с политической точки зрения. В России понимают, что Армения - антироссийская, и она сотрудничает не только с Западом, но и с Ираном. Кроме того, интересы Ирана и России на Кавказе сильно отличаются", - отметил политолог.
Несмотря на то, что газопровод Иран-Армения был построен за счет Ирана, и его диаметр уменьшен с 2000 до 700 миллиметров, Россия перевела его на свой баланс по политическим соображениям, сказал Ахмедоглу.
"Наличие таких психологических нюансов не станет препятствием для снижения Россией оплаты за транзит газа по территории Грузии. Заявление Каладзе еще больше активизировало подвижки в этой связи в Иране. Представитель Национальной газовой компании Ирана Али Рза Камели заявил, что якобы состоялась встреча иранской и грузинской делегаций, которые провели несколько раундов переговоров, согласовали все вопросы, и осталось только подписать соглашение. На самом деле никаких переговоров не было. Соответствующие структуры Азербайджана дали обоснованный ответ на это заявление", - отметил он.
Политолог считает, что проблемы Ирана в нефтегазовой сфере связаны не только с санкциями Запада.
"При желании Иран мог бы значительно ослабить санкции Запада в этой сфере. Именно из-за необразованности таких специалистов, как Камели, Иран оказался в такой сложной ситуации перед Западом. Построенный на деньги Ирана газопровод не получилось защитить от влияния России. Если Иран сейчас пойдет на своповые операции с Россией и будет продавать газ Грузии, то для этого ему придется умолять Россию и принять ее условия. Камели, который готовится вытеснить Россию с газового рынка Европы, верит, что РФ создаст условия для продажи Ираном газа Грузии и Армении. Камели не может показать газопровод, проходящий из Армении в Грузию", - отметил Ахмедоглу.
Политолог объясняет это тем, что такого газопровода не существует.
"Между Грузией и Арменией есть один газопровод, по которому газ из Грузии в Армению транспортируется в аверсном режиме. Для того чтобы этот газопровод заработал в реверсном режиме, то есть газ транспортировался из Армении в Грузию, нужны время и финансы. Но самым важным моментом является политическое соглашение России, Армении и Грузии в связи с переходом газопровода на реверсный режим. В любом случае можно поразмышлять о причинах, подтолкнувших Камели к этому заявлению: министр энергетики Грузии Каха Каладзе хотел "наказать" Азербайджан. Этот шаг Каладзе еще больше усилил антиазербайджанскую направленность Камели. Но в итоге обе стороны поймут, насколько важны Азербайджан и азербайджанский фактор", - подчеркнул Ахмедоглу.
По его словам, не существует альтернативы Азербайджану для вывода иранского газа на европейский рынок.
"У Ирана нет финансовых ресурсов для строительства газопровода на 60-100 миллиардов кубометров. Это не позволяют сделать и геополитические условия. У Ирана нет средств на строительство завода по производству сжиженного газа как на своей территории, так и на территории одного из европейских государств. Продажа Ираном газа в Европу должна осуществляться постепенно, и это может быть сделано только путем использования газопроводов другой страны. А это можно сделать только при помощи газовой инфраструктуры Азербайджана", - отметил политолог.