...

Опасные игры вокруг Транскаспийского газопровода

Энергетика Материалы 20 ноября 2014 13:48 (UTC +04:00)

БАКУ /Trend/ - После того как Азербайджан предпринял реальные шаги по созданию "Южного газового коридора", который изменит энергетическую карту Европы, в движение пришли все крупнейшие игроки Каспийского бассейна, обладающие большими запасами углеводородов.

Президент Ирана Хасан Рухани в ходе своего визита в Баку в ноябре заявил о том, что Азербайджан может связать его страну с Европой.

Кроме того, в начале ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, находящийся с визитом в Ашхабаде, сказал, что газопровод TANAP (часть "Южного газового коридора"), который реализуется Анкарой и Баку, мог бы рассчитывать на поставки в Европу и туркменского газа. Вопросы энергетического сотрудничества были обсуждены и в ходе встречи президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова с главой компании SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) Ровнагом Абдуллаевым.

Одним из наиболее перспективных поставщиков газа на рынок Европы, конечно же, является Туркменистан, обладающий четвертыми по величине мировыми запасами "голубого топлива". Наиболее перспективным маршрутом поставок газа для Туркменистана является Транскаспийский газопровод, который позволит подключить гигантские ресурсы Ашхабада к "Южному газовому коридору", берущему свое начало в Азербайджане.

В свою очередь, Азербайджан неоднократно заявлял о готовности предоставить свою инфраструктуру, диверсифицированную систему нефтегазовых трубопроводов и другие возможности для реализации проектов по транзиту газа. При этом для строительства Транскаспийского газопровода не существует никаких технических проблем.

Азербайджан обладает большим опытом в этой сфере. Только в азербайджанском секторе Каспия проложено около пяти тысяч километров подводных газопроводов. Для доставок газа с месторождения "Шах Дениз" были проложены самые современные и безопасные трубопроводы общей протяженностью около 400 километров. Таким образом, строительство газопровода от Туркменистана до Азербайджана протяженностью около 300 километров никаких сложностей не представляет.

Вполне понятно, что такое развитие событий в первую очередь беспокоит Россию, альтернативу поставкам газа из которой и пытается найти Европа.

Как сказал накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров, проект Транскаспийского газопровода попадает в категорию проектов, которые затрагивают интересы стран, не принимающих участие в переговорах, то есть России. По его словам, инициатором этого проекта первоначально являлась Еврокомиссия, но вопросы, связанные с развитием инфраструктуры на Каспии, должны решаться только его прибрежными странами.

В принципе, намерения двух стран никак не противоречат словам Лаврова. Как уже неоднократно заявляли главы Азербайджана и Туркменистана, решение о строительстве газопровода должны принимать только те страны, через территориальные воды которых он пройдет, то есть Баку и Ашхабад.

Что касается аргументов о том, что проект этот представляет опасность для экологии, то они целиком и полностью безосновательны. Во-первых, при планировании проектов проводится полная экологическая оценка, после которой и начинается их реализация. Во-вторых, та же Россия уже проложила не один газопровод по дну Черного моря, где подводная среда намного агрессивнее, чем на Каспии, и, соответственно, там намного выше опасность разрушения трубопроводов. Это же относится и к реализуемым сейчас проектам, таким как "Северный поток", который прокладывается по дну Балтики. В-третьих, можно вспомнить именно те пять тысяч километров подводных трубопроводов, подавляющее большинство из которых было проложено в советское время. Тогда Москву не беспокоила экология Каспия и его азербайджанского побережья.

Кроме того, такие "предупредительные" заявления в отношении Туркменистана, являющегося инициатором разработки нового международно-правового механизма по обеспечению надежных и стабильных поставок энергоносителей на мировые рынки, по меньшей мере вызывает недоумение.

Ключевыми в словах главы МИД России являются именно интересы тех стран, которые не участвуют в переговорах, то есть России. В принципе, в энергетических отношениях Москвы со странами Средней Азии всегда преобладали именно ее интересы. В 2009 году Россия приостановила импорт туркменского газа из-за неожиданно произошедшего на газопроводе взрыва. Технические вопросы были решены, но под влиянием мировой рецессии Россия с 2010 года снизила закупки туркменского газа до 10-11 миллиардов кубометров, что вчетверо меньше объемов 2008 года.

Казахстан, который рассматривал возможности поставок нефти через Азербайджан, предпочел направить все объемы через Россию, в перегруженный порт Новороссийск, выход из которого на мировые рынки пролегает через турецкие проливы. И что же теперь? Казахстан ищет новые маршруты из-за санкций в отношении России...

Также в словах Лаврова важен сам факт упоминания Европы в качестве инициатора проекта Транскаспия. Сегодня в свете сложных политических отношений с Западом Россия готова закрыть путь среднеазиатским энергоносителям на рынки ЕС. Однако и сама Москва их закупать не готова. Таким образом, остается только одно направление - Китай. Этот рынок готов поглотить любые объемы углеводородов, которые могут поставить производители из стран востока Каспия.

На сегодняшней волне конфронтации с Западом Москва готова смотреть сквозь пальцы на увеличение поставок в Китай. Однако, не стоит забывать, что с Европой у России намного больше общего в культурном, историческом, ментальном плане, чем с Китаем. Рано или поздно взаимоотношения будут налажены, однако вернуть среднеазиатские поставки будет очень сложно.

Последние события в мире и регионе еще раз подтвердили жизненную необходимость диверсификации экономики, экспортных маршрутов, рынков. Это также важно и для всех стран Каспийского региона, обладающих значительными запасами углеводородов. В этом свете стремление стран с восточного берега Каспия выйти на новые рынки является вполне естественным.

Руководитель Английской службы новостей Trend Айнур Гасымова

Твиттер: @AynuraGM

Тэги:
Лента

Лента новостей