Турция, через территорию которой Россия хочет вывести дополнительные объемы газа на европейский рынок по так называемому "Турецкому потоку", продолжает и далее разыгрывать козырную карту своего выгодного географического расположения на границе Европы и Азии.
После заявления министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза о том, что после определения маршрута газопровода "Турецкий поток" между ним и проектом Трансанатолийского газопровода (TANAP), реализуемого Азербайджаном в рамках обеспечения поставок газа в Европу, началась здоровая конкуренция, последовал следующий ход.
Накануне Турция, наряду с Азербайджаном, в рамках встречи в Ашхабаде глав МИД трех стран призвала Туркменистан присоединиться к проекту TANAP, который является составной частью "Южного газового коридора".
С учетом того, что в последнее время на газовом рынке происходят удивительные события, присоединение Туркменистана к "Южному газовому коридору" уже не за горами. И эта мысль имеет свое логическое подтверждение.
Во-первых, Турция и Туркменистан еще в 1999 году подписали контракт на поставку газа в объеме 15,6 миллиарда кубометров. Во-вторых, предложение о присоединении Туркменистана к TANAP уже было озвучено во время прошлогоднего визита президента Турции в Ашхабад.
Для доставки туркменских энергоресурсов в Европу должен быть построен газопровод протяженностью всего лишь 300 километров. Именно строительство трубопровода по дну Каспия позволит доставить туркменский газ в Азербайджан, а затем по территории Грузии и Турции транспортировать его на европейский рынок.
В принципе, по сравнению с "Турецким потоком", реализовать проект строительства Транскаспийского газопровода намного проще, поскольку здесь предстоит меньший объем работ.
Чтобы не быть голословным, достаточно вспомнить заявление российской стороны о том, что "Турецкий поток" пройдет 660 километров в старом коридоре "Южного потока" и 250 километров - в новом коридоре (в направлении европейской части Турции).
Соответственно, расходы на строительство в первом случае будут значительно ниже. С другой стороны, по "Турецкому потоку" сделаны лишь предварительные расчеты, тогда как по проекту Транскаспийского газопровода, который уже давно на слуху, имеются значительные наработки.
Необходимо отметить, что Транскаспий не является несбыточной мечтой, и при достижении четкой договоренности он может быть с легкостью реализован. Это подтверждается тем, что уже ведутся реальные работы в рамках проектов расширения Южнокавказского газопровода, строительства газопроводов TANAP и TAP, что позволит открыть путь каспийскому газу в Европу.
Кроме того, Европейский союз, заинтересованный в диверсификации маршрутов и источников поставок газа в обход России, проявляет повышенное внимание к проекту Транскаспийского газопровода.
Несмотря на то, что Туркменистан экспортирует свой газ по трем направлениям - в Россию, Китай и Иран, создание западного маршрута может открыть совершенно новую страницу в истории развития этой страны.
Азербайджан готов к транзиту туркменского газа, о чем страна неоднократно заявляла. Европа готова принять этот газ, а Туркменистан, который, скорее всего, пока не получил достаточно привлекательного предложения, все еще стоит на том, что готов продавать газ (до 40 миллиардов кубометров в год) на собственной границе.
Однако, даже отсутствие решения по Транскаспийскому газопроводу не останавливает турецкую сторону, которая давно стремится в ЕС, и сейчас у нее есть шанс отыграться.
Даже с учетом того, что Турция является стратегическим партнером Азербайджана, в нынешних условиях на газовом рынке она пытается урвать от этого пирога кусок побольше, прибегая к открытой спекуляции и все глубже втягиваясь в эту достаточно сложную игру...
Эмиль Исмайлов, обозреватель Trend
Твиттер: @Emilsmail