Азербайджан, Баку, 22 августа /корр. Trend Life Вугар Иманов/
Название этого музыкального инструмента можно встретить в произведениях классиков средневековой поэзии Гатрана Тебризи, Низами Гянджеви, Мухаммеда Физули и других. Так, великий Низами писал в "Искендернаме":
"Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре
И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит".
Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана, глубоко повлиявшим на развитие классической и национальной музыки, и, конечно же, мугама. Выдающийся композитор Узеир Гаджибеков, ссылаясь на возможности виртуозного исполнительства и акустические свойства тара, писал: "Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным является тар, дающий восточному музыкальному образованию большую широту".
Одним из виртуозов-таристов начиная с 30-х годов был Ширулла Иман оглу (1909-1976).
На выбор творческого пути совсем еще юного Шируллы повлияли сразу две премьеры - оперы Зульфугара Гаджибекова "Ашуг Гариб", которая была впервые поставлена в Бакинском театре Гаджи Зейналабдина Тагиева в 1916 году и где сыграли такие корифеи как Гусейнгулу Сарабский, Гусейнага Гаджибабабеков, Ахмед Бадалбейли и Рубаба Мурадова, а также постановка в 1919 году первой оперы Муслима Магомаева "Шах Исмаил". Эта премьера была омрачена убийством (за два дня до премьеры) талантливого драматического актера и режиссера Гусейна Араблинского, который вместе с автором готовил постановку оперы. Однако премьера прошла с большим успехом, и юный Ширулла дал себе слово, что и сам когда-нибудь выступит на сцене. Спустя годы его мечта осуществилась. Он стал солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова и Государственной филармонии имени Муслима Магомаева. Его творчество тесно связано с национальной оперой, Ширулла Иман оглу аккомпанировал на таре в постановках оперы Муслима Магомаева "Шах Исмаил", Зульфугара Гаджибекова "Ашуг Гариб" и Узеира Гаджибекова "Шейх Санан", а также в качестве ханенде в "Ашуг Гариб". В годы Великой Отечественной войны наряду с другими артистами он много выступал перед бойцами и перед ранеными в госпиталях. А в Баку, дома, в Чемберекенде, часто с друзьями и устраивал вечера мугама.
"У нас в гостях бывали такие мастера мугама как Хан Шушинский, Фирудин Шушинский, Талет Гасымов, Гаджибаба Гусейнов, Абульфат Алиев, Бахрам Мансуров, Мамедали Алиев, Гурбан Пиримов и другие. Дружеские посиделки переходили в импровизированные вечера, на которые сбегались соседи и с удовольствием слушали исполнение мастеров. С ними, а также с исполнительницами народных песен и мугама Сарой Гадимовой, Рубабой Мурадовой, Фатмой Мехралиевой, Тукезбан Исмайловой, Шовкет Мамедовой и другими он работал и ездил на гастроли. Его часто вместе с коллективом приглашали в среднеазиатские республики, где особенно любили мугам", - вспоминает супруга его сына Джануба Исмайлова.
По ее словам, Ширулла Иман оглу говорил: "Человеку, познавшему искусство мугама, приоткрыты все двери музыкального искусства".
Ниже приведены фотографии, на некоторых из них - уникальные кадры коллектива Театра оперы и балета 30-х годов, сделанные во время гастролей по Азербайджану.