Азербайджан, Баку, 29 ноября /спец. для. Trend Life С. Кастрюлин/
Старый Баку... Для каждого бакинца в этих словах скрыто что-то сокровенно-трепетное, личное, милое сердцу. Бакинцу бесконечно дороги вьющиеся змейкой улицы Ичери Шехер (Крепости), булыжные мостовые, старинные площади и строения.
На центральных улицах старого Баку располагались величественные, многоэтажные дома-дворцы, занимающие целый квартал, всеми четырьмя фасадами, выходящие на центральные улицы. Сверкая серебром куполов, они издалека оповещали о том, что их хозяева - миллионеры. Даже названия улиц говорили, что эта часть города является аристократической. Здесь всегда было многолюдно - и днем, и вечером. Чего только здесь не продавали в фешенебельных магазинах: дорогие ткани и модное платье, парфюм и предметы женского туалета, расписной фарфор, изделия из серебра, хрусталя, фаянса, шкатулки из золота, коралла, слоновой кости, безделушки из янтаря. Далеко разносился терпкий запах ароматного кофе, какао, пряностей - корицы, шафрана, кардамона. В Баку доставлялось все: мебель и одежда из Европы, меха из России, ковры из Ирана; парчу, бухарскую каракульчу и кожу доставляли из Туркестана; хром, сафьян, лаковую обувь - из Лиона (Франции) и Хамадана (Ирана). А также китайский и немецкий фарфор, цейлонский, индийский чай, другие редкие колониальные товары.
На Ольгинской улице (Расулзаде) было несколько ювелирных магазинов, один из которых размещался на первом этаже дома богача Ашумова (тыльная сторона здания АСПС). Здесь братья Алиевы продавали изделия из золота, серебра, платины - кольца, серьги, браслеты, ожерелья, медальоны. Все это чудо было украшено драгоценными камнями - рубинами, сапфирами, изумрудами, топазом, жемчугом - и инкрустировано перламутром. С этим магазином связано много интересных событий. Однажды жандармы окружили Ольгинскую со всех сторон, задерживая каждого встречного: искали некого смутьяна, ограбившего вместе со своей бандой меняльную лавку. Вдруг в опустевший зал магазина "Джавахир" врывается вооружённый человек и требует, чтобы его спрятали. Ювелир с ужасом узнает в нем грабителя, которого ищут. Этого гочу в городе знали как отчаянного и смелого парня. Дрожа от страха, ювелир открыл дверь огромного сейфа, замурованного в стене, и спрятал в нем беглеца, а наутро выпустил.
Второй случай произошел чуть позже, в 1916 году. Осенним днем в магазин заглянул генерал в сопровождении двух полковников. В Баку на улицах генералы появлялись нечасто, и продавцы засуетились: усадили гостей в кресла, спросили, что господа хотели бы посмотреть. Оказалось, что генералу для супруги необходим дорогой подарок. Ювелиры вмиг уставили стол шкатулками с драгоценностями - бриллиантами чистой воды, рубинами, жемчугами и топазами. Полковники отобрали самое ценное, пошептались с генералом, который важно кивал головой. Вскоре полковники ушли, предупредив приказчиков, что оставят генерала в магазине, а сами отвезут драгоценности для его жены - пусть посмотрит и отберет, что ей по вкусу, а после будут уплачены деньги за покупку. Ювелиры не посмели отказать важным персонам. Один из них останавливает фаэтон и велит отвезти господ. Проходит час-два. От полковников нет известий, ювелиры волнуются, но приблизиться к важному сановнику поначалу не решаются. А вдруг разгневается? Набравшись смелости, заикаясь, все же спросили о полковниках. Генерал молчит. После долгих расспросов выяснилось, что генерал просто немой. Послали за полицией. В процессе следствия выясняется, что за полковников себя выдавали заезжие из Ростова известные авантюристы. А генерала - подставного простака - нашли на улице и облачили в мундир. Аферисты этого простака и оставили под залог.
В 70-80-ых годах прошлого столетия здесь тоже действовал ювелирный магазин с еще сохранившейся вычурной лепниной потолка и стен. После принятия суверенитета Азербайджана и развития рыночных отношений, по всей улице Расулзаде расположились коммерческие магазины. Сегодня в доме богача Ашумова открыт магазин одежды "Katon".Современный уровень техники с установленными везде видеокамерами и сигнализацией позволяет обеспечить высокий уровень безопасности каждого магазина. Ювелиры сегодня больше не заботятся о собственной безопасности. Их волнует вопрос, как удовлетворить изощренный вкус современной аристократии.
Вокруг Молоканского сада (ул. Мариинская), где жили нефтяной магнат Шибаев, чайный "король" Высоцкий, были расположены магазины землевладельца Алекбера Дадашева. Здесь продавали верхнее и нижнее белье из Франции. У Дадашева было пятеро сыновей, младший из которых - отъявленный плут, завел привычку тащить из магазина все, что ему удавалось выкрасть, а затем продавать на солдатском базаре за бесценок. Однажды, когда сын унес несколько дорогих комбинаций из гипюра, отец решил с ним поговорить: "Сынок, ты за бесценок продаешь дорогие французские вещи посторонним людям. Уж лучше продавай их мне". Сын отвечает, что у нас, мол, папа, с тобой ничего не получится. "Почему, щенок? - разгневался отец. - С дядей же у тебя получается. Недавно я у него на столе увидел нашу французскую бамбоньерку!". - "То дядя, а то ты. Лучше не проси, отец". Но Дадашев продолжает настаивать, и сын дает слово, что в следующий раз обратится к нему. Проходит несколько дней, и сын спрашивает у отца: "Папа, сколько бы ты дал за ковер, что лежит на полу в гостиной?" Отец, забыв про уговор, разъяренно закричал: "Щенок, ты вздумал продать мне мою же собственность?!". Сын засмеялся: "Вот видишь, я же предупреждал, что у нас с тобой ничего не получится. А дядя сразу вытаскивает из кармана деньги, не глядя на товар...". Сегодня здесь, на улице Расула-Рза, 6, расположилось посольство Франции, а на месте магазина Шибаева (Хагани, 2) сегодня находятся службы Сабаильского ЗАГСа. А на смену магазинам Высоцкого пришли современные супермаркеты, компьютерный магазин и аптека.
Мануфактурный магазин Фархадзаде "Гаджи, берибах" находился на первом этаже гостиницы "Метрополь" (музей Низами); здесь реализовывали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Спустя годы на его месте расположился магазин Академической книги. Мебельный магазин Бостаганова располагался под гостиницей "Гранд Отель" (здание АСПС). В магазине именитого купца можно было выбрать прекрасную мягкую мебель, собранную известными краснодеревщиками.
В центре Ольгинской целый квартал занимал магазин "Обои Марше", где продавали мужской и женский трикотаж, галантерею, парфюмерию. На витринах были выставлены настоящие произведения искусства. Рядом находился магазин братьев Агасиевых, предприимчивые дельцы нередко сами отправлялись в Москву, Петербург, Нижний Новгород, Тегеран, Стамбул, Измир, Париж, чтобы заключить торговые сделки и закупить товар. Братья Агасиевы продавали в своем магазине галстуки и сорочки, нижнее белье. Чтобы продемонстрировать клиентам качество товара, приказчики сворачивали ткань в виде воронки - широким концом вверх. Нижний, узкий конец перевязывали лентой и заполняли "воронку" водой, чтобы покупатели убедились, какая отличная ткань им предлагается: легкая и удивительно прочная - даже воду не пропускает.
В Тагиевском пассаже ("Старый универмаг") купец Дорожнов предлагал клиентам верхнюю одежду: шубы, салопы, женские платья из шерсти, шелка и хлопка.
Продавцы и приказчики были предупредительны, они помогали покупателям выбрать ткань, одежду по вкусу; затем с поклоном вручив покупку, провожали до дверей, а то и подсаживали в фаэтон. Напротив пассажа располагался магазин "Колониальные товары". Курильщики могли выбрать здесь табак, папиросы, сигареты, кубинские сигары; при входе в магазин посетителей обдавало запахами какао, кофе, пряностей из соседнего магазина сладостей.
На Кривой (ул. Гоголя) была расположена мастерская известного часового мастера, еврея Фукса, чрезвычайно замкнутого и недоверчивого человека. С клиентами мастер общался через маленькое, зарешеченное окошко. Обслуживал Фукс аристократов и богачей. Сегодня здесь тоже часовая мастерская, где работает известный мастер Ахмед даи. На первом этаже внушительного владения, принадлежащего шемахинскому купцу Тагиеву, по Торговой улице, напротив громадного тогда дома Гаджи Раджабли, который занимал целый квартал (кинотеатр "Вэтэн"), располагался магазин немецкого кондитера, популярного в Баку. Товары получали из Москвы и Петербурга. Варшавы и Пекина. Прохожих привлекали уставленные на зеркальной витрине красочные коробки всевозможных форм с шоколадными конфетами. Для изготовления тортов и пирожных в магазин с Абшерона ежедневно доставляли целые корзины яиц чаек. Здесь всегда было многолюдно. Кто приходил за покупкой, а кто - просто поглазеть на витрины или перекинуться словечком с очаровательными продавщицами. Чтобы привлечь покупателей, владелец магазина брал на службу только красивых высоких девушек. Их белозубые улыбки, кокетливый наряд, шелковые ленты в аккуратно убранных волосах очаровывали мужчин, которые никогда не уходили из магазина с пустыми руками. В советское время здесь тоже располагался кондитерский магазин, где продавали торты "Сказка", "Трюфельный", шоколадные конфеты "Мишка на севере", восточные сладости и коньяк. Сегодня магазин поменял свой имидж, сделав акцент на одежду - это "Enjoyment" на Торговой, который хорошо знают бакинцы. Здесь тоже работают красивые девушки, но, увы, из другого поколения.
Примечательностью города был пассаж Калантарова (площадь Молодежи), где продавали изделия восточных мастеров: старинные кинжалы, сабли, кешкюли (чаша из скорлупы кокосового ореха, которую носили дервиши), шкатулки из слоновой кости, украшенные резьбой и перламутром, расписную посуду, четки, ковры ручной работы, на которых словно оживали герои дастанов и поэм - "Фархад и Ширин", "Асли и Керем", "Рустам и Зохраб", "Лейли и Меджнун". Здесь можно было приобрести огромные ковры и небольшие молельные коврики, тончайшие шали. Сегодня здесь магазин электротоваров, мебели и обоев. Ни продавцы, ни заведующий не знают, какая история была у этого магазина.
На углу Великокняжеской улицы и Ашумовского переулка братья Гусейновы предлагали покупателям фарфоровую посуду, вазы, сахарницы, чайные, кофейные, обеденные сервизы, ночные светильники, люстры, настольные лампы. Широта ассортимента и география доставки поражали: поставщиками братьев были русские, японские, китайские, немецкие, индийские, французские коммерсанты. Вечером витрины магазина производили сказочное впечатление. Можно было часами любоваться сюжетными рисунками, красочной росписью изящных сосудов, барельефами и горельефами на вазах, миниатюрами на темы восточных легенд. В одной из витрин красовался маяк из металла, в полметра высотой. В него были вмонтированы часы со светящимся циферблатом и барометр. Чуть поодаль от маяка "росло" дерево, в дупле которого сидел медведь. Когда механизм заводили, мишка принимался танцевать.
Жены аристократов постоянно посещали магазин "Блестящий", второго такого роскошного магазина не было в городе. Всюду зеркала, бархат, мрамор... С потолка свешивалась, вертящаяся хрустальная люстра из восьми светильников. Зеркальные витрины сверкали тысячами разноцветных огней. Они словно бросали вызов друг другу, соревнуясь в изысканности и красоте. В "Блестящем" продавали фарфоровую посуду со всего света, рисунки, узоры, орнамент которой поражали своим разнообразием. На блюдах изображали в то время портреты императоров, королей, шахов, полководцев или их жен, украшая края разноцветными узорами, полосами и бордюрами. Порой трудно было поверить, что это создание человеческих рук. Сегодня здесь расположено кафе и мастерская по ремонту замков и ключей.
По Торговой и Телефонной, на первых этажах нарядных особняков, каждый из которых являлся настоящим произведением искусства, располагалось множество лавок и магазинов.
Магазины, их жизнь на улицах старого Баку вскрывают значительный пласт жизни Азербайджана в период первого нефтяного бума, оживляя какой-то период истории перед октябрьской бурей 1917 года, когда каждый прожитый час будет равен году. Время смело со страниц своей вечной летописи людей той ушедшей эпохи, о которой мы грустим немного и пытаемся восстановить в памяти.