Азербайджан, Баку, 16 февраля /корр. Trend Life Вугар Иманов/
"Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность", - сказал в свое время Альберт Швейцер, теолог, философ, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира.
Глядя на этого молодого человека, на его стиль ведения передач, а в жизни - на манеру поведения, о нем может сложится двоякое впечатление: то ли он настоящий интеллигент с высоким уровнем культуры, то ли - высокомерный человек, надевающий маску приличия. Кто же на самом этот человек, о котором практически ничего не известно? О нем не пишут СМИ, хотя он популярный ведущий новостных программ ATV Джейхун Али.
Корреспондент Trend Life встретился с Джейхуном Али накануне его дня рождения (сегодня 16 февраля ему исполнилось 29 лет ) в одном из кафе Ичери шехер, и повел с ним разговор по душам. Джейхун Али является редактором новостного департамента ATV, ведущим ATV Xəbər и ведет рубрику "Xüsusi müsaibə"(Специальное интервью) в информационно-аналитической передаче Həftə sonu.
"Я очень люблю каждый вечер гулять по Ичери шехер, дышать здесь воздухом, отдыхать душой, для меня это жизненно необходимая энергетическая подпитка. А еще очень люблю джаз и джаз-мугам - это источник моего вдохновения. Готовлюсь к интервью и даже свои сценарии пишу под воздействием этой музыки", - начал беседу Джейхун.
- О тебе практически ничего неизвестно, ты - как бы "темная лошадка" нашего телевидения, хотя о других все всё знают. Расскажи о себе.
- Я закончил факультет актерского мастерства театра и кино и сценической речи Гимназии искусств, моими учителями были Улдуз Мириева (которую считаю своей крестной матерью в творчестве) и такие мастера, как Аяз Салаев, Анвер Аблуч, Анвер Велиев, Фирудин Мехтиев и Мамедкамал Кязымов. Затем поступил на факультет филологии азербайджанского языка и литературы Славянского университета, потому что считал, что смогу приобрести необходимые знания, чтобы стать журналистом или телеведущим. Когда мне исполнилось 20 лет, стал работать на телевидении. Мечтал работать в Турции или России, но из-за семейного положения не смог оставить всё и уехать - надо заботиться о матери и младшей сестре.
- Прошло около десяти лет со дня твоего дебюта - тебя по-прежнему "лихорадит" перед эфиром?
- Это до сих пор продолжается. Каждый выход в эфир для меня как будто происходит впервые, те же переживания и чувства - от гримерной до эфира. Это происходит даже во время озвучивания документальных фильмов и социальных роликов. Хотелось бы отметить, что опыт, приобретенный во время стажировки на российских телеканалах РТР и Эксперт ТВ, общение с профессионалами и наблюдение за их работой, получение международных сертификатов Академии телевидения и радио Deutsche Welle в различных направлениях тележурналистики, несомненно, сыграли огромную роль в моей жизни.
- Что для тебя означает быть телеведущим: это - путь к популярности, способ самовыражения или желание показать свое "я"?
- Я так выражаю себя! С каждым выходом в эфир или с каждым интервью я передаю свои чувства через экран зрителям.
- А как ты можешь передавать свои чувства, когда просто читаешь новости?
- В любом человеке, зрителе заложено понятие объективного и необъективного, правильного и неправильного, и именно из этого исходит зритель, которому импонирует или не импонирует телеведущий. В моем понимании, хороший ведущий новостей - это человек, который рассказывает, а не читает новости.
- Интересно, что на многих известных мировых телеканалах ведущими новостей являются люди в возрасте - это делается для того, чтобы люди верили говорящему с экрана. Однако у нас отдают предпочтение молодым. Например, что делаешь ты, чтобы зритель тебе поверил?
- А как вы верите ребенку, который заставляет вас играть, исполнять его прихоти? Мой первый выход в эфир был в 20 лет, но я учился у таких мэтров телевидения, как Рафиг Гусейнов и Рафиг Гашимов. Поэтому дело вовсе не в возрасте, а в школе и в учителях. При этом мастерство ведущего должно проявляться еще до выхода к телекамерам. В этот момент особое значение имеет чувство ответственности за предстоящий живой эфир, который не терпит ошибок. Ведущий должен уметь общаться со зрителями. Телекамера - это живой организм, и обязательно должен быть контакт, но ты при этом ни в коем случае не должен передавать свое настроение в эфир. Отмечу еще один интуитивный нюанс - когда ты желаешь, подчеркиваю - не стараешься, а именно желаешь войти в контакт со зрителем, ты это чувствуешь. Это происходит на подсознательном уровне и это очень трудно объяснить. А умению еще с детства правильно выражать свои мысли и говорить меня учила бабушка, которая была из рода беков, особым методом - скороговорками.
- Получается, что именно бабушка стала твоей первой телеучительницей?
- Да (смеется).
- Мы сейчас беседуем, у тебя интересная манера поведения и разговора, как будто я говорю с аристократом, без преувеличения... Ты на самом деле такой, или как актер Гимназии искусств играешь эту роль?
- Хороший вопрос. Со стороны другим людям я всегда кажусь высокомерным и уже привык к этому. Потому что люди, которые знают меня ближе, знают обратное. И те, с кем знакомлюсь, также меняют свое мнение. Играть в жизни невозможно. Самые блестящие актеры, которые и в жизни играли роль, заканчивали очень плачевно, часто, в психиатрической больнице. В душе вы можете считать себя аристократом, но если поступки будут отличаться от внутреннего мира, то можете просто потерять уважение людей. Люди могут видеть меня в эфире читающим новости или делающим интервью, но невозможно определить мой внутренний мир. И в то же время, каждый ведущий - это граф телепространства, и должен соблюдать весь этикет культуры поведения, независимо от жанра передачи, будь то новости, развлекательные программы или ток-шоу. Нельзя разрушать свой собственный культурный код. А о том, что в СМИ обо мне мало информации... Я очень тщательно отношусь к выбору собеседника.
- Тебе исполняется 29 лет, но судя по твоим умозаключениям, ты гораздо старше. А сам как считаешь, сколько тебе лет?
- Очень маленьким. С шести лет рос без отца, он погиб в автокатастрофе. Мы вместе были в этом страшном ДТП, и я полтора года не мог ходить, была сломана нога, сделана операция, затем еще полтора года хромал. Представьте себе состояние такого ребенка, когда вокруг все резвятся, а он не может, у всех есть отцы, а у него - нет...
И если бы не мама, которой, несмотря на перенесенную трагедию, пришлось нас двоих поднимать, и которая посвятила нам всю свою молодость, я сейчас не давал бы интервью. Как и в пятилетнем возрасте, называю ее "мам", а она меня Джеки, и спрашиваю, как маленький ребенок у матери: "А почему? А почему? А почему?". В душе все еще остаюсь ребенком, который боиться обидеть кого-либо, или тот ущемленный жизнью мальчик, который потерял отца, мечтал о футбольном мячике, и ездил только на велосипеде, который был прикреплен к полу дома, чтобы разрабатывать ноги и не стать инвалидом. И весь мир заменяли только книги из библиотеки имени Абдуллы Шаига, и вдохновлялся и рос на примере героев различных произведений.
- Не настало ли время обрадовать свою мать вестью о женитьбе, и сделать ее бабушкой?
- Когда будет угодно судьбе... К этому отношусь очень серьезно потому, что считаю семью крепостью, которую вот так просто не построишь. Люди должны встречаться, и только когда они придут к мысли не разлучаться никогда и прожить жизнь вместе, они и должны создать свой теплый семейный очаг.
Фото Артур Абдуллаев