Швейцария, Локарно, 27 августа /спец. для Trend Life Эльдар Гусейнзаде/
Для известного итальянского кинокритика Карло Чатриана 66-ой кинофестиваль в Локарно стал первым, где он выступил в роли художественного руководителя кинофорума. Тем не менее никакого налета "большого начальника" в нем нет и в помине. Молодой директор ходил среди всей кинотусовки, как один из многих, а интервью давал под открытым небом большого офиса кинофестиваля, спрятавшись в тени от ярко светившего солнца.
- Одной из особенностей состоявшегося кинофестиваля в Локарно в этом году было посвящение секции "Open Doors" кинематографу Южного Кавказа. Почему был выбран именно этот регион?
- Я очень рад такому выбору, но сделан он был еще год назад, когда я пока не заступил на должность директора фестиваля. Южнокавказский регион имеет давние кинематографические традиции. У каждой из стран есть своя особенная специфика. Кроме того, я был уверен, что Азербайджану, как и Грузии с Арменией, есть, что сказать, представив новые проекты. Я очень счастлив, что мы нашли немало фильмов, которые были показаны на ретроспективе южнокавказского кино.
- Видели ли Вы до фестиваля какие-либо азербайджанские фильмы?
- Естественно, что я сам отбирать абсолютно все работы не могу, и этим занималась отдельная группа. Лично я выбрал фильм "Хамелеон", который был официально презентован в рамках фестиваля. Я считаю, что это - хорошая работа.
- Ежегодно "Open Doors" меняет свою географию. Он уже был, скажем, в Центральной Азии недавно, а теперь - на Южном Кавказе. Наблюдаете ли Вы то, как меняется кино в регионах после Локарно?
- Да, для меня лично очень важно следить за тем, как развиваются проекты, которые нам представляют на фестивале. Например, в нашем жюри в этом году был казахский режиссер Эмир Байгадзин, чей проект был представлен в Локарно в 2010 году, а затем он получил приз в Берлине.
- Для многих фестиваль в Каннах - это, прежде всего, гламурное мероприятие. А фестиваль в Локарно это - островок так называемой "синемании"?
- Да, я с вами соглашусь. Для нас всегда важно создать диалог между кино прошлого и настоящего. Это, кстати, наблюдается в "Open Doors". Другой инструмент развития мы видим в приглашении таких именитых режиссеров, как Вернер Херцог, а также в показе ретроспектив их фильмов с первого и до самого последнего. Любому кино, если оно хорошо, всегда и в любое время есть, о чем сказать. Не менее важно демонстрировать и плоды современного кинематографа. Это заставляет людей задуматься о том, как развивается кино и как общество влияет на это.
- Если посмотреть на фестивали уровня Каннского или того же Берлинского, то на них упор делается на звезд мировой величины. Хотя, конечно, для меня приехавшие сюда сэр Кристофер Ли или Жаклин Биссет - звезды экстра-класса, и тем не менее они сейчас не так разрекламированы, как тот же Брэд Питт. Стоит ли ждать в будущем актеров и режиссеров такого уровня, или это не является стратегической линией Локарно?
- Для меня участие звезды всегда важно, потому что они заставляют людей мечтать, а кино для этого и создано. Но я считаю важным приглашать знаменитостей не для того, чтобы они просто сказали "Привет!" или приняли участие в фотосессии, а для того, чтобы они могли работать не только на ковровой дорожке, но и встречались с людьми вне ее, представляли кино.
- Вы были журналистом...
- Да, я начинал как кинокритик.
- Вы продолжаете свою деятельность в этом направлении?
- Я стараюсь это делать, потому что, будучи критиком, легче воспринимать и анализировать кино.
- А о фильмах, показанных в Локарно, писать будете?
- Нет, я не могу этого сделать. Я писал коротко о фильмах, которые были здесь показаны в преддверие фестиваля. Я не люблю говорить, хорош тот или иной фильм, или плох, а стараюсь описывать то, что меня заинтересовало в картине.