Азербайджан, Баку, 12 мая /корр. Trend Life Д.Бабаева/
Произведения художника Джамили Гашимовой являются прямым отражением ее внутреннего мира. О работе над картинами, поиске нового направления и творческом становлении Джамиля Гашимова рассказала Trend Life.
- Джамиля ханум, Сальвадор Дали говорил: "Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас всегда будут уважать". Вы с этим согласны?
- Да, согласна. Как говорится, для того, чтобы сочинять музыку, надо знать ноты, без этого невозможно, это уже будет дилетантство. Конечно, есть непрофессиональные художники, которые очень неплохо работают. Но там иные критерии для оценивания.
- Насколько для Вас значимо признание и уважение коллег?
-Думаю, это каждому человеку важно...
- Знаю, что в детстве Вы не посещали ни один кружок рисования. И не раз говорили о том, что если бы Вас туда отдали, то, скорее всего, Вы не стали бы по жизни заниматься живописью. Считаете, что ребенку могут дать неправильное направление?
- Это немножко сложный момент. Не всегда ребенок попадает к правильному педагогу, в хорошие руки. До определенного возраста, хотя бы до 14 лет ребенку надо дать свободу, чтобы он самовыражался.
- Ваша дочка тоже рисует?
- Она пока не посещает никакие курсы, делает все, что ее привлекает, нравится и вызывает интерес. Она то лепит, то рисует, то вырезает, постоянно пробует что-то новое. Конечно, если в будущем она выберет профессию, связанную с искусством, я буду ее поддерживать. Но в выборе профессии все индивидуально - иногда ребенка нужно направлять, что-то подсказывать, а есть те, кто изначально знает, чего хочет.
- Скажите, а в училище имени А. Азимзаде, а затем и в Академии художеств, которые Вы окончили, педагоги не пытались навязать вам свое видение?
- Наверное, они были правы в том, что сначала надо научиться основам, а потом уже... Но вероятно все в студенческие годы думают, что они уже сформировавшиеся личности и великие художники.
Даже есть такое высказывание: в молодости музыканты говорят - я и Моцарт, потом - Моцарт и я, а в конце, произносят только Моцарт.
- В период Вашего становления в искусстве были примеры для подражания?
- Конечно, но нельзя сказать, что кто-то один. Я думаю, что в эти годы идет активное поглощение и усвоение мирового опыта, все кажется интересным и легко впитывается.
Нам преподавал Беюкага Мирзазаде - хороший педагог, он очень старался что-то до нас донести, привить любовь к живописи, много с нами разговаривал. Потом нам преподавал Надир Абдурахманов. Я очень довольна своими педагогами, и в группе у нас была прекрасная дружеская, творческая атмосфера.
- Сейчас Вы сами являетесь преподавателем Академии художеств. Скажите, какое оно, молодое поколение, и сложнее или легче им пробиваться?
- Сейчас организовывают множество выставок, можно выехать за рубеж. Талантливый человек всегда пробьется. Молодое поколение открыто миру, сейчас совсем другое время.
- Как вы относитесь к современному искусству? Вам не хотелось бы попробовать себя в каком-то новом направлении, может, создать необычную инсталляцию?
- Очень хотелось попробовать, но все никак не "созрею" (улыбается). Новое направление - это все-таки поиск, проба, эксперимент...
- Кстати, знаю, что Вы еще пишите картины, используя не холст, а медную посуду. Как появилась такая идея?
- Однажды захотелось сделать что-то для декора. Есть даже желание провести выставку, но медная посуда стоит недешево, а чтобы организовать экспозицию, нужно представить ряд работ.
- Вашим работам присуща невесомость, нежность, легкость, это отражение Вашего "Я"?
- Все отражение, даже наша одежда, это продолжение нас самих. Человек выражается во всем.
- Знаю, что вы автор стихов, они помогают лучше понять Ваши картины?
- Помогают в моем понимании понять, ведь у каждого человека свое виденье, каждый смотрит на картину по-своему.
- Скажите, вы посещаете художественные выставки? Есть произведения, которые Вас поражают и насколько отличаются они от того, что делаете Вы?
- Да, например, мне очень нравятся реалистические произведения, а я так не работаю. Но меня все-таки привлекают такие работы.
- Был период, когда Вы не рисовали, и с чем это было связано?
- Да, бывают такие периоды, наверное, они связаны с каким-то эмоциональным состоянием, какой-то опустошенностью. После этого к работе приступаешь с трудом. Учиться приходиться заново. Помните, как у Драйзера в его "Гении"? Как сложно шло восстановление от внутренней депрессии и пустоты...
- Работая над картиной, можете ее оставить и взяться за новое произведение?
- В последнее время бывает, хотя раньше такого не случалось, но потом тяжело возвращаться к этой работе. Потому что начать на одном дыхании, а закончить на другом
- не очень получается.
- Есть профессии, которые в определенный период времени популярны. И сейчас, как мне кажется, быть художником - модно...
- ...Наверное, модным сейчас быть не столько художником, сколько заниматься творчеством. Модно быть на виду.
- И все-таки сейчас большое количество художников...
- Все равно остается истинное, остальное отсеивается временем. Ведь и раньше, наверное, тоже было много художников, а вот мы о них и не вспоминаем.
- И еще... Мужчинам-художникам на Ваш взгляд легче реализоваться в искусстве, чем женщинам?
- В каком-то смысле, да. Потому что это требует какой-то внутренней свободы, а у мужчин больше получается - быть внутренне свободными, без установок, без привязок к чему-то. Все зависит от жизненных обстоятельств. Что касается меня, я, например, не считаю, что мне что-то мешает или сдерживает в творчестве...
- Джамиля ханым, желаем Вам творческих успехов, и надеемся в ближайшее время встретиться на Вашей персональной выставке.
- Спасибо.