Азербайджан, Баку, 11 июня /корр. Trend Life Вугар Иманов/
Азербайджанский государственный музыкальный театр - один из старейших театров, который играет особую роль в культурной жизни страны.
Первый театр в Баку был построен в 1883 году по инициативе Гаджи Зейналабдина Тагиева. А 25 января 1908 года в здании этого театра состоялась премьера оперы "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибейли, заложившая основы оперного жанра на мусульманском Востоке. С 1922 года в этом здании функционировал Академический национальный драматический театр, а с 1960 года - Азербайджанский государственный театр музыкальной комедии. В связи с угрозой обрушения, в 1988 году здание было снесено, и начато строительство нового здания.
В 1995 году общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, проявлявший особое внимание к сооружению здания театра, ознакомился со строительными работами и дал свои рекомендации. В октябре 1998 года великий лидер принял участие в официальном открытии здания театра. В соответствии с распоряжением, подписанным Президентом Ильхамом Алиевым в 2010 году, была осуществлена широкая реконструкция здания Азербайджанского государственного музыкального театра. В ходе работ особое внимание уделялось сохранению прежнего архитектурного стиля.
В апреле 2013 года здание Азербайджанского государственного музыкального театра было сдано в эксплуатацию после капитальной реставрации и реконструкции.
Представляем читателям Trend Life интервью с директором театра, заслуженным деятелем искусств Азербайджана Алигисметом Лалаевым.
- На протяжении последнего года театр получил второе дыхание и радует зрителя репертуаром, премьерами и спектаклями, которые проходят при неизменном аншлаге...
- Как известно, на протяжении почти трех лет наш театр находился на капитальной реставрации и реконструкции, но работа коллектива не останавливалась ни на день. По приказу министра культуры и туризма Абульфаса Гараева мы были временно переселены в Центр молодежной культуры и там продолжали осуществлять успешную деятельность, зритель и там ходил на наши спектакли, всегда поддерживал творческий коллектив театра. Однако были такие спектакли, которые по техническим особенностям невозможно было поставить в Центре молодежной культуры, поэтому особым приказом министра в наше распоряжение были предоставлены лучшие сцены страны - Государственный академический национальный драматический театр, Государственный театр юного зрителя и Государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна, где и были представлены наши премьеры. За эти три года мы даже не почувствовали каких-то неудобств, но, конечно же, ничто не может заменить родной театр. С сентября 2013 года мы вновь вернулись, как говорится, домой и продолжили деятельность. С гордостью хотелось бы отметить, что театр стал уникальным современным очагом культуры во всем мире! При этом в ходе работ особое внимание уделялось сохранению прежнего архитектурного стиля. 460-местный зал оснащен самым современным оборудованием, полностью реконструирована сцена, вращающаяся на 360 градусов. В театре установлена самая современная звуко-акустическая система, есть студия звукозаписи и репетиционный зал, система освещения и вентиляции, которые соответствуют самым высоким мировым стандартам.
Особо хотелось бы отметить роль общенационального лидера Гейдара Алиева в истории театра. Это был человек, который даже в самые трудные для страны годы всегда с большим вниманием и заботой относился к культуре и искусству. Когда Гейдар Алиев знакомился с ходом строительных работ, которыми руководил Алиш Лемберанский, он отметил, что, помимо спектаклей, само здание театра должно удовлетворять уникальному эстетическому вкусу, давать людям возвышенные чувства. И сегодня мы счастливы, что работаем здесь, а также выражаем безмерную благодарность главе государства, Президенту Ильхаму Алиеву за это великолепное здание театра. Конечно, это еще и большая ответственность, которая требует больше работать во благо развития национального театрального искусства. Хотелось бы отметить, что и смена названия - с Театра музыкальной комедии на Музыкальный театр - позволила нам значительно расширить репертуар и, помимо комедий, ставить другие произведения, дала возможность еще больше раскрыть потенциал актеров, режиссеров и творческих людей.
- Вы уже более пяти лет руководите коллективом театра. Насколько трудно быть директором такого театра, его аксакалом?
- Даже быть аксакалом в собственной семье очень трудно, не говоря уже о творческом коллективе, где каждый является личностью со своим характером и мировоззрением, своим "я" и внутренним эгоизмом в хорошем смысле этого слова. И теперь представьте семью из четырехсот человек, среди которых - артисты, режиссеры, художники, певцы, музыканты, технические работники, где у каждого есть собственное "я" (смеется). И, конечно же, приходится уделять особое внимание актерам, выполнять их зачастую детские прихоти, поддерживать их в творчестве. От руководителя зависит очень многое, в частности, то, насколько обстановка в его коллективе будет доброжелательной, способствующей к выполнению поставленных задач. Я и сам долгие годы был актером и режиссером, поэтому знаю, чем живут творческие люди, насколько трудно и в то же время необходимо создавать условия для их работы. Лично я всегда был недоволен созданными для меня рабочими условиями, поэтому стараюсь, чтобы они не видели этих проблем. Насколько мне это удается - пусть судит сам коллектив.
- Вы были актером и режиссером, а теперь являетесь директором. Не хотели бы вновь заняться творчеством? Кого хотели бы сыграть на сцене, или какой поставить спектакль?
- Понимаете, должен наступить момент, чтобы вновь заявить о себе как о режиссере. Но у меня, признаться честно, сейчас есть какой-то внутренний страх. Дело в том, что мои представления всегда шли с большим успехом, добивались различных наград, высоко оценивались театральными деятелями, критиками и СМИ. Я с "красным" дипломом окончил режиссерский факультет Азербайджанского государственного института искусств им. М.А.Алиева (ныне - Азербайджанский государственный университет культуры и искусства), мастерскую великого режиссера Тофика Кязимова. Затем работал в Нахчыванском государственном музыкально-драматическом театре. В разные годы проработал ответственным секретарем газеты "Qələbə", заведующим отдела культуры Сальянского района, а в сентябре 1993 года был назначен заместителем директора Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева. С 1995 по 2006 годы проработал в министерстве культуры и туризма Азербайджана, где на первом этапе занимал должность начальника главного управления искусства, а затем начальника отдела искусства. Помимо этого, я не раз возглавлял широкомасштабные правительственные мероприятия, Дни культуры Азербайджана в России, Турции, Германии, Франции, Грузии, Беларуси, Австрии, Саудовской Аравии, США и других странах. И на всех этих должностях я подходил с максимальной ответственностью к своей работе, старался оправдать оказанное мне доверие, что и продолжаю делать на посту директора этого театра с 2008 года.
И за это время я отдалился от творческой деятельности. Вновь вернуться на этот путь немного тяжело, потому что у многих людей тех лет все еще осталось в памяти творчество Алигисмета Лалаева, и, если я вновь не добьюсь успеха, то у молодежи может сложиться обо мне неправильное мнение.
- Такого не может быть, ведь если у человека есть потенциал, а, тем более, такой опыт, как у Вас, то Вы вновь добьетесь успеха.
- (Смеется). Утверждение Толстого - "Если не можешь писать - не пиши" - применительно и к театральному искусству. Человек создает шедевры только тогда, когда к нему приходит необычное вдохновение. И если я, как режиссер, вновь почувствую это в себе и пойму, что не смогу больше жить, если не поставлю спектакль, то вновь могу вернуться к творчеству.
- Какие международные проекты запланированы театром?
- С большой гордостью могу отметить, что наш театр всегда отличался своими международными проектами. Впервые в истории азербайджанских театров именно наш коллектив в 2010 году вошел в международную структуру - Международную ассоциацию музыкальных театров (Санкт-Петербург). Впервые именно нами для постановки спектакля "Ханума" были приглашены режиссер, специалисты по костюмам и художник из Грузии. В 2012 году, также впервые в истории национальных театров, именно наш коллектив совершил гастроли в США. Мы также выступали в разных городах России и Ирана. Кроме того, ведутся переговоры о проведении гастролей в Екатеринбурге, а также о визите театральной труппы их театра в Баку.
Недавно у нас в гостях побывал народный артист Таджикистана и заслуженный деятель искусств Казахстана, известный режиссер, обладатель театрального Оскара "Золотая маска" Султан Османов, который в сентябре поставит у нас спектакль "Молла Насреддин" по произведению узбекского драматурга Гусейна Садыхова "Семь жен Молы Насреддина". Интересно, что еще в 1966 году великий актер нашего театра, народный артист, незабвенный Башир Сафароглы сыграл в фильме "12 могил Ходжи Насреддина", который был снят на киностудии "Таджикфильм". И спустя около полувека их режиссер поставит у нас спектакль про Моллу Насреддина. Судьба!
Особое внимание уделяем привлечению молодежи, причем также впервые в стране принимаем на работу два раза в году на основе конкурса.
- Какие премьеры запланированы на ближайшее время?
- В данное время идет работа над опереттой "Qızıl toy" ("Золотая свадьба"). Оперетта композитора Огтая Кязыми на либретто Рамиза Гейдара ставится в третий раз. Впервые спектакль был представлен в 1980 году режиссером Рафигом Атакишиевым, во второй раз - в 1996 году - над постановкой работал Юсиф Акперов. Над постановкой в 2014 году повторно работает режиссер-постановщик Юсиф Акперов.
При постановке спектакля будут использованы современные технологические возможности театра и особые костюмы, которые создает известный модельер-дизайнер, доктор философии по искусствоведению Гюльнара Халилова. Хотелось бы отметить, что можно быть прекрасным модельером, но не каждый может создавать театральные сценические костюмы. Каждый театральный костюм, если и кажется простым на первый взгляд, исключающим всякое разнообразие, на самом деле таит в своей форме множество элементарных способов индивидуализации. Ведь костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет историческую, социально-экономическую и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, создает (вместе с остальными компонентами оформления) зрительный образ спектакля. Кстати, Гюльнарой Халиловой были созданы эскизы костюмов для оперетты великого азербайджанского классика Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", поставленной в честь 100-летнего юбилея нашего театра.
Также началась работа над спектаклем "За день до свадьбы" по произведению Али Самедли "Смертный приговор", который поставит заслуженный деятель искусств Аскер Аскеров.
- Какая разница между зрителями Баку и регионов страны?
- Конечно, разница есть. Прежде всего, хотелось бы отметить, что у каждого театра свой зритель. И наши представления зачастую проходят при аншлаге. Еще с 60-х годов зритель выстраивался в длинную очередь в кассу, чтобы купить билеты и увидеть на сцене наших выдающихся мастеров Лютфали Абдуллаева, Насибу Зейналову, Башира Сафароглы, Гаджибабу Багирова, Сиявуша Асалана и других. И очень приятно, что эти традиции и по сей день сохраняются, и зритель вновь приходит смотреть на игру наших замечательных и любимых актеров. Что касается зрителей, то, если в Баку нашу работу больше оценивают с профессиональной точки зрения, то в регионах наших актеров встречают как самых дорогих и любимых людей. В Баку мы встречаем гостей, а там нас встречают как гостей (смеется). Театр - это всегда праздник, куда люди приходят в своих лучших нарядах.
Недавно вернулись с гастролей из Билясувара и Масаллы, а вскоре отправимся в Губу и Хачмаз. Мы еще долго будем радовать зрителей нашими спектаклями.