БАКУ /Trend Life/ - Несмотря на то, молодому азербайджанскому виолончелисту Джамалу Алиеву нет еще и 26 лет, благодаря своему таланту, упорству, трудолюбию и безмерной любви к творчеству, он уверенно и верно поднимается к Олимпу классической музыки. Джамал Алиев принимал участие в фестивалях, а также выступал с соло-концертами в Турции, Великобритании, Франции, Швейцарии, Китае и ряде других стран. Музыкант впервые в истории Азербайджана выступал соло в сопровождении оркестра в программе "BBC Introducing Classical Artist" на радиостанции BBC. Не удивительно, что Джамал так предан музыке, ведь у его семьи большие музыкальные традиции. Прадедушка виолончелиста - Хамза Алиев был одним из основоположников школы игры на таре.
Сегодня время Джамала Алиева расписано по минутам – репетиции, концерты, записи, творческие встречи...
В беседе с корреспондентом Trend Life Джамал Алиев рассказал о судьбоносной встрече с Мстиславом Ростроповичем, любимом инструменте – виолончели и о своей самой большой мечте.
- Джамал, с чего началось ваше увлечение музыкой, и почему из всех музыкальных инструментов выбрали именно виолончель?
- Мои родители музыканты, но, основным стимулом для меня послужил мой дедушка - Гара Алиев. Он является заслуженным артистом Азербайджана, долгие годы был концертмейстером виолончельной группы Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Гара Гараева. В 1993 году наш известный скрипач Сарвар Ганиев пригласил дедушку, в качестве преподавателя в Университет Билкент (Турция). Мой дедушка воспитал много музыкантов, которые добились больших успехов в творчестве, стали лауреатами международных конкурсов. В Баку концертмейстером виолончельной группы Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Гара Гараева долгие годы был Али Оруджев - ученик дедушки, и Эюб Алиев - нынешний концертмейстер Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли тоже его воспитанник.
Сколько себя помню, как только дедушка начинал заниматься с учениками, я садился в этой же комнате, брал в одну руку скалку вместо смычка, а в другую - игрушечную скрипку, и вместе с учениками имитировал игру на виолончели.
- Скажите, если не виолончель, то какой инструмент вы бы выбрали?
- Только виолончель. Это – судьба!
- Знаю, что в 11 лет состоялось ваше знакомство с выдающимся музыкантом Мстиславом Ростроповичем. Расскажите об этой встречи, какую роль она сыграла в вашей дальнейшей творческой судьбе?
- В 11 лет я выиграл очень престижный конкурс имени Антонио Янигро в Загребе. После конкурса моя мама написала Мстиславу Ростроповичу письмо на электронную почту, где рассказала обо мне и спрашивала, когда он еще раз приедет в Баку, чтобы, по возможности меня послушать. Также она отправила какие-то мои записи. Честно говоря, ответа долго не было, а потом на письмо ответила личная помощница маэстро, которая сообщила, что Мстислав Леопольдович приглашает нас к себе домой в Париж. У нашей семьи, конечно, был шок, но мы очень быстро смогли оформить документы и полетели к нему.
Встреча прошла как во сне, единственное, что я понял, что очень ему понравился. А фраза, сказанная маэстро: "До того, как я тебя послушал, думал, что лучше меня нет и вряд ли уже будет виолончелист, но сейчас я призадумался...", до сих пор ведет меня по жизни.
После этого дня он сразу же рекомендовал меня в Школу Иегуди Менухина. Мне буквально через месяц пришло письмо из этого учебного заведения, где говорилось, что я принят туда со сто процентной спонсорской оплатой. На тот период мне было только 12 лет, и родители решились меня туда отправить только через два года, когда Мстислава Ростроповича, к сожалению, уже не стало…
- Что вас больше всего поразило в личности Мстислава Ростроповича?
- Его невероятная простота, дружелюбие. Когда мы к нему летели, я страшно волновался, думал, что не смогу вымолвить ни слова, он же – Бог виолончели! Но, как только мы встретились, мне уже казалось, что я знаком с ним долгие годы. Он разговаривал со мной совершенно на равных. Я могу сказать, что он мой крестный отец в музыке. В нашей семье все считают, что эта встреча была чудом.
- С 14 лет вы проживаете и учитесь в Лондоне. Легко ли дался вам переезд в другую страну, и с какими трудностями там столкнулись?
- Школа Иегуди Менухина - это единственная в мире закрытая школа для музыкантов, и очень дорогая. Но талантливым детям обучение оплачивают спонсоры и государство. На тот момент я был единственным ребенком и внуком в семье. Меня невероятно баловали и дорожили мной. Конечно, в начале страх был и у меня, и у родителей. Но, окунувшись в атмосферу этой школы, я быстро ко всему привык. Представьте себе роскошные двухэтажные домики в сосновом бору, в стиле швейцарских шале, где за вами смотрят по две гувернантки. Кормят пять раз в день, убирают, стирают... Все для вас делают, а ученикам нужно только заниматься и развиваться. У нас были частые гастроли в Швейцарии, Китае, Франции, Сингапуре. В школе постоянно устраивали турниры по футболу, плаванию, теннису. Я с большой теплотой вспоминаю о тех днях.
- Скажите, а как часто приезжаете в Азербайджан? Поступают ли предложения выступить здесь с концертами?
- К моему огромному сожалению, приглашения на концерт в Баку я получил впервые только недавно. Мне позвонили из Министерства культуры Азербайджана с предложением выступить с концертом на сцене филармонии, в сопровождении оркестра под управлением маэстро Рауфа Абдуллаева. Мы выбрали дату 20 декабря 2019 года. Так что, ждем на концерт. Азербайджан - моя родина, и где бы я не жил, город Баку навсегда останется для меня самым родным местом на Земле.
- Проживая и выступая за рубежом, вы рассказываете коллегам, друзьям, знакомым о нашей стране, ее истории, культуре, искусстве?
- Знаете, я всегда стараюсь рассказывать об Азербайджане,и замечаю, что чем дальше, тем чаще, когда я говорю - Азербайджан, все начинают с восхищением сами мне рассказывать о моей родине.
- Джамал, скажите, помните свой первый музыкальный инструмент, где сейчас та виолончель?
- К сожалению, маленьких мастеровых виолончелей практически нет. Я играл на простом немецком фабричном инструменте, который потом передавался из рук в руки всем ученикам дедушки.
- Сколько у вас инструментов на данный момент?
- У меня два инструмента. Один - более современный английского мастера, а второй, основной инструмент, 1756 года итальянского мастера Джованни Баттиста Габриэлли. Это потрясающая виолончель, которой я очень дорожу. Найти хорошую виолончель, чтобы одновременно была и старинная, и мастеровая, и ещё потрясающе звучала, практически невозможно. Виолончель - большой инструмент и дойти да наших дней не битому инструменту очень и очень трудно. Этот инструмент купили мне мои друзья - пожилая английская пара, которые были моими большими поклонниками. Они сами предложили приобрести для меня лучше инструмент, чем у меня был на тот момент. В Лондоне базируется известный в мире мастер и владелец самой большой коллекции инструментов - Бир. Только его сертификат признают в мире как гарантию качества и подлинности. Я с детства слышал о нем, но то, что через несколько лет мы станем с ним большими друзьями, было из раздела фантастики. Свой инструмент я выбирал у него. Мне было предложено около 40 виолончелей. Среди них были и инструменты Страдивари, Гварнери, Амати. Но я выбрал - этот. Как только начал на нем играть, понял, что нашёл свое. Знаете, он принес мне большую удачу. Вместе с этой виолончелью я выиграл все конкурсы, в которых участвовал.
- Кстати, в ноябре 2018 года виолончель Ростроповича была продана с аукциона за 2,5 миллиона долларов. Скажите, есть виолончель, которую вы мечтаете приобрести?
- На мой взгляд виолончель Ростроповича - это лучший инструмент, который я слышал. Очень жаль, что его продали. Но инструмент - это живой организм. Если на нем долго не играть, то он зачахнет. Очень хотелось бы, чтобы этот инструмент остался бы в Азербайджане. Что касается меня, пока я очень доволен своим инструментом. Но, как говорится, нет предела совершенству, и если в дальнейшем мне попадется инструмент лучше, конечно же, я хотел бы его приобрести.
- Вы являетесь победителем многих международных конкурсов. Какой конкурс стал для вас самым запоминающимся и почему?
- Думаю, что конкурс Сэра Карла Дженкинса. Выиграв его, в лице Сэра Дженкинса я приобрел большого друга. Он настолько был воодушевлен моей игрой, что написал для меня потрясающее произведение. Его я буду исполнять 23 апреля в Royal Albert Hall. Уже второй раз буду выступать в этом зале. Это сказочное ощущение. В июле 2017 года состоялся юбилей всемирно известного голливудского композитора Джона Уильямса. На концерте должны были прозвучать произведения, написанные им для кинофильмов. И он сам выбрал меня для исполнения композиции к фильму "Гейша". Знаете, мало какой, даже всемирно известный музыкант, может похвастаться тем, что играл в этом зале. Это счастье - когда ведущая ВВС объявляет, что выступает азербайджанский виолончелист Джамал Алиев, и в зале все встают и начинают аплодировать.
- Планируете ли выпустить музыкальный альбом со своими записями?
- В 2012 году записал свой первый альбом с очень известной фирмой CHAMPS HİLL. Альбом называется "На русскую тему", в него вошли лучшие произведения русских композиторов. Всемирно известный журнал Telegraph дал потрясающие отзывы, я был очень польщён этим, так как на тот момент мне было только 19 лет. С сэром Дженкинсом мы будем записывать в апреле его произведение с Classic FM. В прошлом году я выиграл приз известного турецкого композитора Фазыл Сая, с ним очень скоро мы запишем диск в Вене. Так же мне пришло предложение от фирмы Deutsche Grammophon, где мы должны будем записать диск уже на французскую музыку.
- Вы в довольно молодом возрасте добились значимых успехов и высот в музыкальной карьере. Какой совет можете дать юным музыкантам, которые только начинают свой творческий путь.
- Молодым талантливым ребятам хочу посоветовать - никогда не сдаваться. Заниматься, развиваться и постараться не упустить свою удачу. В нашей профессии, да и наверное, во всех, удача имеет очень большое значение.
Хотел бы добавить про торгового посланника Премьер-министра Великобритании по Азербайджану баронессу Эмму Николсон. Она моя большая поклонница. Всегда видел, что она присутствует на моих важных концертах. Пятого марта прошел мой концерт в Wigmore Hall, а за неделю до него получаю письмо от баронессы, в котором она высказывает сожаление о том, что никак не может посетить данное мероприятие, и пригласила меня посетить Палату Лордов. Конечно же, я принял её предложение. В ходе встречи, баронесса рассказала о своих визитах в Азербайджан.
- Скажите, а какая ваша самая большая мечта, связанная с музыкой?
- Проучившись в Школе Иегуди Менухина, я загорелся идеей создать такую же школу в Азербайджане. У нас есть огромный потенциал для этого. Миллионы талантливых детей в мире нуждаются в такой школе. Я бы приглашал туда лучших педагогов и создал бы группу людей, которая по всему миру отбирала бы самых талантливых детей. Даже знаю, где бы хотел создать эту школу - в Набрани. Сочетание леса и моря - это рай. Уверен, что при правильном подходе - эта школа стала бы даже лучше Школы Иегуди Менухина. А называлась она, конечно же – Международная школа Мстислава Ростроповича. Конечно, пока это только мечта, но я уверен, что смогу воплотить ее в жизнь.
(Автор: Джани Бабаева )