...

Как только начнется отвод войск с оккупированных территорий Азербайджана, многое изменится – глава МИД

Армяно-азербайджанский конфликт Материалы 24 октября 2011 21:19 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 24 октября /корр. Trend Э.Таривердиева/

Россия очень гармонично, с первого дня, работала для того, чтобы вначале удалось погасить нагорно-карабахский конфликт, попытаться найти точки соприкосновения, сказал министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров в интервью газете "Комсомольская правда".

"Надо отдать должное тому, что Россия способствовала заключению перемирия, прекращению огня в Нагорном Карабахе, захваченном у нас Арменией", - сказал министр.

Потом создался институт сопредседательства, куда вошли французы, американцы, россияне, вычленившиеся из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, сказал он.

"Было много вариантов, мы были очень близки к тому, чтобы достичь согласия и сдвинуть вопрос с той мертвой точки, на которой он находится с 1994 года, когда был подписан и принят режим прекращения огня. Последний этап мы начинали в Праге в 2004 году, поэтому он получил название Пражский процесс. И его логика в поэтапности урегулирования", - сказал Мамедъяров.

Были разные идеи, почему не получилось придти к урегулированию, сказал министр.

"Все поняли, что надо взять симбиоз, понимая, что надо в первую очередь чистить стол переговоров от негативных последствий вооруженной части конфликта. И негативная часть вооруженного конфликта - это оккупация территории и этнические чистки. Потому что все прекрасно понимают, что оккупирован не только сам Нагорный Карабах, но и районы за пределами Карабаха!", - сказал министр.

Семь районов, по словам Мамедъярова, - это очень тяжелое бремя. Тем более что все эти районы, включая и сам Карабах, полностью очищены от азербайджанского населения, добавил он.

"И в этом контексте, когда выстраивалась поэтапность, мы начинали исходить из того, что отвод армянских вооруженных сил с оккупированных территорий вокруг Карабаха создаст феноменальную возможность по всем остальным вопросам. Но понимая, что армянская сторона просит, чтобы не забыли и ее проблемы в отношении статуса Карабаха, была придумана форма, которая определялась как мадридский принцип, так как она начиналась в Мадриде, потом в Афинах. И их суть, с одной стороны, проста, а с другой - дьявол в деталях", - сказал он.

Первый этап - вывод армянских войск с территорий, сказал Мамедъяров. Параллельно с этим идет оценка ущерба, создание возможностей для возвращения временно перемещенных лиц в места их постоянного проживания, добавил он.

"Для этого создается открытие коммуникаций: открытие дорог, восстановление железной дороги. Потому что та миссия по обнаружению фактов, которая ездила на оккупированные территории по требованию ООН в соответствии с резолюцией ООН, представила подробный отчет о том, что ситуация там плачевная. Открытие коммуникаций, построение, укрепление мер доверия, общение между общинами. Должен сказать, что все семь районов, которые окружают Карабах - там армянского населения не было. Нам очень важно восстановить взаимоотношения между армянской и азербайджанской общинами Карабаха. Должны в нормальных, человеческих контактах вернуться обратно в свои места - в города Шуша, Ходжалы, Ходжавенд - то есть на территории Нагорного Карабаха. И мы готовы помочь отстроить, дать деньги, поддержать финансово", - сказал министр.

Перед тем как выйти на окончательный вопрос определения статуса Нагорного Карабаха, в первую очередь необходимо, чтобы люди, которые там жили, могли определять, там находиться, считает Мамедъяров.

Армянская сторона говорит, что у них есть проблема доступа к Карабаху, сказал он.

"Мы говорим - пожалуйста, доступ открывается, коммуникация открывается. Это один из принципов, который заложен в Мадриде. Потом говорят: у нас нет доверия. И у нас нет доверия. Поэтому мы прописали международные гарантии, международные миротворческие силы, наблюдатели. Нас периодически обвиняют: от азербайджанцев выстрелил снайпер. Я говорю, что снайперы не с воздуха появились - они там, где армянские войска. Если они уйдут с оккупированных территорий, в кого будут стрелять снайперы. Их снайперы стреляют в наше гражданское население, начиная с 11-летнего мальчика или девочки, недавно - опять гражданское лицо. Потому что с их стороны. Не из-за того, что наш снайпер стреляет или нет - он солдат. Там между траншеями иногда 60 метров, там и снайпер не нужен", - сказал министр.

По его словам, Владимир Владимирович Путин с первого момента, с 2004 года, когда начался Пражский процесс, проводил встречи.

"Я помню, в Астане была долгая дискуссия Владимира Владимировича, Ильхама Гейдаровича Алиева и тогда был президентом Армении Кочарян. И они втроем интенсивно обменивались мнениями. Владимир Владимирович знаком с темой, он непосредственно владеет темой, и в России -сопредседатель Минской группы, работающей в том числе и по проблеме Карабаха. Исходя из позиции, что Россия была, есть и будет нашим соседом на Кавказе, сам Бог велел, чтобы создать предсказуемость развития, чтобы мы нашли точки соприкосновения, и чем быстрее, тем лучше. Мы упираемся в первый и главный вопрос на сегодняшний день - это наличие армянских вооруженных сил на территории Азербайджана, вокруг оккупированной территории Нагорного Карабаха. Как только начнется отвод войск, очень много изменится", - сказал министр.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией Вооруженных сил Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом Безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорно-Карабахского региона и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.

Тэги:
Лента

Лента новостей