...

Туркменистан хочет показать, что окреп - европейский эксперт

Политика Материалы 31 августа 2009 14:46 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 31 августа / корр. Trend В.Жаворонкова /

Заявление президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова о планах строительства военно-морской базы на берегу Каспия говорит о том, что Туркменистан окреп и заявляет о своих интересах, считает европейский эксперт по энергетическим вопросам и странам СНГ Александр Рар.

"Он [Бердымухамедов] хочет показать другим государствам, что Туркменистан окреп, и что он будет защищать свои интересы", - сказал Trend по телефону из Берлина директор Центра "Россия-Евразия" совета по внешней политике ФРГ Рар.

Туркменистан в короткие сроки создаст военно-морскую базу министерства обороны и пограничной службы на Каспии, сообщил в воскресенье на расширенном заседании Государственного совета безопасности Туркмении президент Бердымухамедов, передает РИА Новости.

Глава государства поручил руководителям военных и правоохранительных министерств и ведомств "вести эффективную борьбу с контрабандистами, террористами и любыми другими силами, которые будут пытаться нарушать государственную морскую границу Туркмении или создавать там нестабильную обстановку".

То, что президент Туркменистана заявил о создании базы, открыто говорит о его недовольстве тем, как проходят или не проходят переговоры по полному разделению Каспийского моря, считает Рар.

Туркменистан еще не определил границы на Каспии с другими государствами. В вопросе разделения дна Каспия Азербайджан, Россия и Казахстан не имеют никаких претензий друг к другу. Между этими странами существуют как двусторонние, так и трехсторонние соглашения по данному вопросу. Стороны также пришли к единому мнению по определению координат разделительной линии. Вопрос не согласован лишь с двумя странами - Туркменистаном и Ираном, - из-за чего, несмотря на многолетние обсуждения, статус Каспия до сих пор не определен.

"Я не могу представить, чтобы из-за Каспия начались серьезные военные конфликты, хотя между Баку и Ашхабадом уже были споры в конце 90-х", - сказал эксперт.

Он не считает заявление Бердымухамедова неким агрессивным сигналом.

"Туркменистан все последние годы находился в изоляции и за всем наблюдал со стороны, - считает Рар, - однако сейчас Ашхабад начинает проявлять заинтересованность в проекте Набукко и проектах строительства Траскаспийского и Прикаспийского газопроводов".

Кроме того, глава Туркмении хочет показать другим государствам, что его страна окрепла, что она будет защищать свои интересы и что другие государства должны привыкнуть к тому, что у Туркменистана имеются свои интересы в построении газопроводов, сказал эксперт.

По газопроводу Набукко, стоимостью 7,9 миллиардов евро (10,1 миллиардов долларов), предполагается поставлять газ из Каспийского региона и Ближнего Востока в страны ЕС. Начало строительства газопровода намечено на 2011 год, первые поставки начнутся в 2014 году. Максимальная мощность трубопровода составит 31 миллиард кубометров в год. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями - по 16,67 процентов. 30 процентов от общей стоимости проекта будет инвестироваться акционерами Nabucco Gas Pipeline International на основе долевого участия, оставшиеся 70 процентов будут оплачены за счет кредитов.

По мнению Рара, заявление Бердымухамедова окажет влияние на решение вопроса по делимитации границ Каспия.

"Он недвусмысленно заявляет, что туркменская сторона имеет свою позицию и она отлична от позиции России и Ирана", - сказал эксперт.

Его позиция в том, что он хочет скорейшего разделения не только дна, но и водообъема Каспия, и Туркменистан хочет иметь все юридические и политические возможности для прокладки новой газовой трубы в Европу, считает Рар.

По мнению эксперта, Туркмения ищет для себя выход не только в Китай, но и на Запад.

"Пока она не может проложить трубу из-за вопроса определения статуса Каспия, - сказал Рар, - это не бряцание оружием, а напоминание о том, что Туркменистан больше не тихий наблюдатель и теперь Ашхабад будет брать инициативу в свои руки".

Статус Каспийского моря регулировался договорами 1921 и 1940 годов между Советским Союзом и Ираном. Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор, ряд стан заключили двусторонние соглашения. В июле 1998 года между Казахстаном и Россией было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года - протокол к данному Соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

В свою очередь, Иран предложил разделить море на равные части (каждой стороне по 20%). Азербайджан отказался от такого принципа раздела моря - в этом варианте третья часть каспийской территории Азербайджана переходила бы под юрисдикцию Ирана.

Прибрежные государства в ноябре 2003 года в Тегеране подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря.

Новый правовой статус Каспийского моря планируется урегулировать в соответствующей Конвенции, текст которой согласовывается на заседаниях специальной рабочей группы.

Позиция Казахстана по правовому статусу Каспийского моря заключается в том, чтобы применить к Каспию отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся режимов и ширины различных участков моря.

Тэги:
Лента

Лента новостей