Азербайджан, Баку, 19 сентября /Trend/
Далга Хатыноглу, руководитель персидской службы Trend
Президент Ирана Хасан Рухани в преддверии визита в США первое интервью иностранным СМИ дал американскому телеканалу NBC, в котором заявил, что у него есть все полномочия для каких-либо шагов в обсуждениях ядерного вопроса с Западом.
Это был первый раз, когда президент Ирана заявил, что у него есть все полномочия для принятия решений в таком приоритетном и стратегическом вопросе для Ирана.
Право принимать стратегические и внешнеполитические решения в Иране, согласно статье 110 конституции, в основном принадлежит религиозному лидеру аятолле Али Хаменеи.
"Я до сих пор поддерживаю правила дипломатического протокола, нормы этического поведения, а также то, что я говорил годы назад - "героическую эластичную политику", - заявил Хаменеи на днях на встрече с генералами Корпуса стражей Иранской революции ("Сепах").
Говоря о том, что "годы назад говорил о героической эластичной политике", аятолла указал на книгу, которая была им переведена и издана 44 года назад (в 30 лет) "Мирный договор Имама Гасана" о мирном договоре, подписанном вторым имамом шиитов Гасаном ибн Али с Муавией.
Это был первый раз, когда Хаменеи в отношении Запада использовал выражение "эластичная политика". Он также первый раз в своем выступлении 17 сентября потребовал от "Сепаха" не вмешиваться в политику.
В течение восьмилетнего президентского срока бывшего главы государства Махмуда Ахмадинежада "Сепах" превратился в наиболее сильную организацию как в политической, так и в экономической сфере страны. Напомним, что в 2009 году оппозиционные лидеры обвиняли "Сепах" во вмешательстве в результаты выборов. Генералы "Сепах" многократно выступали с заявлениями по поводу внутренней и внешней политики страны. В период первого президентства Ахмадинежада семь министров, а второго - шесть министров (в том числе министр нефти) были генералами "Сепах".
Видимо, духовный лидер Ирана намерен предоставить Рухани все полномочия и удержать "Сепах", обладающий большим влиянием в стране, от попыток помешать Рухани.
В последний месяц санкции против Ирана также сильно ослабли. Европейский суд на прошлой неделе принял решение об отмене санкций в отношении 18 крупных иранских компаний, в том числе нескольких банков и Иранской судоходной компании.
На прошлой неделе была подтверждена информация о двусторонней переписке президентов США и Ирана. До этого Ахмадинежад посылал письмо Бараку Обаме, но от Белого дома не было ответа. Также Обама дважды посылал письмо духовному лидеру Ирана, но не получал ответа.
В представленном Ираном США "списке оливковой ветви" было и уменьшение урановых запасов до половины. Несколько месяцев назад у Ирана было 240 кг запасов 20-процентного обогащенного уранового газа (UF6). В последней статистике Международного агентства по атомной энергии данная цифра указана как 180 кг, а в среду руководитель Иранской организации по атомной энергии Али Акбар Салехи отметил, что значительная часть уранового газа превращена в топливо и остались лишь запасы в 140 кг UF6.
Таким образом, Иран, даже если захочет, за шесть месяцев не сумеет произвести достаточного для ядерного оружия количества уранового газа (90-процентного).
Появились новые надежды на то, что 34-летняя ссора между Ираном и США закончится, и танго с двумя шагами вперед и тремя шагами назад превратится в вальс.
Трудно переоценить, насколько для региональной и международной общественности будут полезны переговоры двух сторон.