Азербайджан, Баку, 10 июня /Trend/
Руфиз Хафизоглу, руководитель Арабской службы новостей Trend
Визит президента Ирана Хасана Рухани в Турцию имеет большое значение для обоих государств. Показателем значимости визита Рухани в Анкару является его делегация, состоящая из семи министров и 90 представителей частных компаний.
Одной из основных тем обсуждений на встрече Рухани с турецким коллегой Абдуллой Гюлем, наряду с региональными вопросами (сирийский кризис, политическая напряженность в Ираке), несомненно был вопрос углубления экономических связей между двумя государствами.
После встречи в заявлении президента Ирана было выражено желание Тегерана сотрудничать с Анкарой в ряде сфер, в том числе в банковском секторе, туризме и добывающей промышленности.
Наряду с этим, в ходе встреч представители обоих государств пришли к согласию в том, чтобы довести ежегодный товарооборот между двумя государствами к 2020 году с нынешних 15 миллиардов долларов до 30 миллиардов долларов. Если принять во внимание экономический потенциал обоих государств, то можно предполагать, что к 2020 году товарооборот между ними возрастет до данного уровня.
Может показаться, что экономические связи между двумя государствами развиваются во всех сферах, но в действительности это не так.
Одним из наиболее важных тем обсуждений в ходе визита Рухани в Анкару будет вопрос иска Турции против Ирана, направленный в арбитражный суд.
Согласно контракту, подписанному в 1996 году, Иран должен экспортировать в Турцию ежегодно 10 миллиардов кубометров газа. Хотя цена на газ, будучи коммерческой тайной и не раскрывается, но согласно данным турецких СМИ, тысяча кубометров экспортируемого Тегераном газа обходится Анкаре в 490 долларов.
Данная сумма не устраивала Турцию, и в 2012 году она обратилась в Международный арбитражный суд, потребовав от Ирана 30-процентной скидки на цену на газ.
Иран, в свою очередь, выразил согласие предоставить скидку лишь в том случае, если Турция увеличит объем импортируемого Турцией газа. В настоящее время это не в интересах Турции.
Одним из других обсуждаемых вопросов является желание Ирана сотрудничать, наряду с "Халг банком", с другими турецкими банками. Начиная с марта 2012 года в связи с эмбарго против Ирана международные валютные переводы в страну были запрещены, но, несмотря на это, турецкий "Халг банк" осуществляет валютные переводы в Иран. Если принять во внимание санкции, сомнительно, чтобы какой-нибудь другой турецкий банк решился сотрудничать с Ираном в сфере международных валютных переводов.
Но неверно относиться к отношениям Анкара-Тегеран только с экономической точки зрения. На сегодняшний день обе страны являются влиятельными государствами в политической плоскости. В особенности ближневосточную политику невозможно представить без Анкары и Тегерана. Но это не значит, что интересы двух государств превалируют в регионе.
Несмотря на то, что между Анкарой и Тегераном в политической плоскости существуют многочисленные разногласия (сирийский кризис, политическая напряженность в Ираке, крах "Братьев-мусульман" в Египте), сотрудничество между сторонами может создать хоть временную, но стабильность в регионе.