Азербайджан, Баку, 7 мая /Trend/
Политическое чутье Гейдара Алиева было феноменальным. В этом сходятся и его сторонники, и его враги, сказал в интервью газете "Московский комсомолец" первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман.
По его словам, после избрания Гейдара Алиева первым секретарем ЦК партии республики он обновил политическую элиту на всех уровнях. Он внимательно выслушивал все выступления и находил для каждого или слова поддержки, или контраргументы.
"Я помню, например, как во времена партийного лидера Алиева проходили пленумы ЦК партии или сессии республиканского верховного совета. Обычно Алиев выступал с кратким по тогдашним понятиям первым докладом - минут на сорок. Потом могли выступить еще 30 человек. И в своем заключительном слове Алиев вступал в диалог и дискуссию практически с каждым из ораторов. Такие речи, которые длились по три часа, если не больше, производили оглушительное впечатление. Люди даже не могли поверить, что Алиев столь внимательно выслушивал все выступления и находил для каждого или слова поддержки, или контраргументы", - сказал Гусман.
По его словам, у Гейдара Алиева была феноменальная память. До конца своих дней он помнил самые мелкие детали и нюансы событий многолетней давности. Он был очень строг по отношению к своему ближайшему окружению. Но те, к кому он проникался доверием, шли с ним по жизни, что называется, до конца.
Как отметил Михаил Гусман, масштаб личности Алиева гораздо больше, чем республика, которой он руководил.
Он выразил уверенность в том, что если бы Гейдар Алиев остался в республике, то ни конфликта вокруг Нагорного Карабаха, ни войны с Арменией не произошло бы.
"Алиев был тем политиком, который мог бы, во-первых, сам не совершить этих ошибок, а во-вторых, удержать от этих ошибок и соседей, и союзный центр. Я, естественно, не утверждаю, что не было бы вообще никаких событий. Но Алиев мог бы поспособствовать тому, чтобы все не вылилось в большую кровь. На это его политического таланта и мастерства хватило бы", - сказал Гусман.
Касаясь перехода Гейдара Алиева на работу в Москву, Гусман считает, что если бы политический век генсека Андропова оказался чуть более долгим, то Гейдар Алиев мог бы стать премьер-министром Советского Союза. Гейдар Алиев был бы очень сильным и мощным руководителем союзного правительства.
Касаясь возвращения Гейдара Алиева к власти, Гусман отметил, что он был сначала избран главой парламента Нахчывана, а затем призван в Баку - чтобы спасти страну.
"И по пути из аэропорта тысячи людей осыпают его цветами. Азербайджан в 1993 году был полуразрушенной страной, разрываемой на части одновременно и войной с Арменией, и гражданской войной", - сказал Гусман.
По его словам, в 1995 году в Азербайджане была предпринята попытка государственного переворота. Глубокой ночью Гейдар Алиев обратился по телевидению с призывом к людям собраться около президентского дворца. Уже через час там собралось несколько десятков тысяч людей. Многие из этих людей пришли с его портретами. И эта попытка мятежа не просуществовала и нескольких часов.
Гейдар Алиев опирался на силу своего народа, и это простая констатация факта. Равным образом Ильхам Алиев тоже оказался в 2003 году предпочтительным кандидатом - в глазах и элиты, и всего общества.
Гусман отметил, что сегодня в Азербайджане нет политика, который по масштабу личности был бы сравним с Ильхамом Алиевым. Президент Азербайджана очень глубокий, умный и волевой человек.