Руфиз Хафизоглу, руководитель службы арабских новостей Trend
Несмотря на то, что после убийства ближайших соратников президента Сирии Башара Асада, стали звучать мнения о том, что до падения его режима остались считанные дни, эти утверждения не кажутся убедительными.
Теракт, в котором погибли министр обороны страны и еще несколько высокопоставленных лиц, лидер сирийской организации "Братья-мусульмане" Рияд Шафка назвал большим триумфом и призвал и далее проводить подобные акции против представителей режима.
Однако события последних дней показывают, что Башар Асад намерен бороться за сохранение своей власти до конца, используя все имеющиеся у режима возможности. Показательно в этом отношении заявление представителя МИД Сирии Джихада аль-Магдиси, наделавшее много шума на Западе. Аль-Магдиси заявил, что Дамаск не намерен применять химическое оружие, если в отношении Сирии не будет предпринято иностранного военного вмешательства. При этом он добавил, что арсеналы химического оружия надежно защищены. Мессидж был воспринят именно так, как и рассчитывал Дамаск, а именно, как недвусмысленное предупреждение, в первую очередь, соседним странам и, в частности, Турции.
Одновременно с затягиванием сирийского кризиса в нем стали появляться новые "игроки". Если до этого в конфликте были задействованы в основном правительственные войска и оппозиционная Сирийская свободная армия, то за последнюю неделю внутри страны активизировалась террористическая группировка Курдской рабочей партии (КРП) .
Так, по имеющимся сведениям, после ухода правительственных сил из некоторых северных городов Сирии их стали контролировать вооруженные группировки РПК.
Это, в частности, подтвердил турецкому агентству Fırat и лидер Объединенной демократической партии (Partiya Yekitiya Demokrat) Салих Муслим, считающейся в Сирии политическим крылом террористической РПК и не поддерживавшей до сих пор оппозицию.
В своем интервью Муслим также отметил, что Сирия переживает серьезный политический кризис, а точнее хаос, и курды в этой ситуации имеют право на самозащиту, а что касается в Турции, то там, по его словам, существует фобия на курдов.
Не менее интересно и высказывание представителя Курдского Национального меджлиса (Meclisi Vatani Kurdi al Suriye), считающегося альянсом курдских политических партий Сирии, Абдулгамида Дервиша, который также заявил, что курдам должны быть предоставлены равные права в Сирии.
Дервиш также добавил, что во время встречи с главой МИД Турции Ахмедом Давутоглу, последний сказал ему, что курдам будут предоставлены их права.
Однако, несмотря на то, что курды стали контролировать северные города Сирии, было бы неправильно сравнивать создавшуюся здесь политическую ситуацию с курдской администрацией на севере Ирака, поскольку в отличие от иракских курдов сирийские пока не имеют политического опыта.
В рапорте, представленном премьер-министру Сирии, отмечено, что большинство северных городов страны контролируются вооруженными отрядами РПК, пишет сегодня турецкая газета Star. В рапорте также говорится и о том, что в городе Айнул Араб под вывеской курсов по преподаванию курдского языка функционирует центр, в котором проходят спецподготовку боевики РПК с гор Кандиль на севере иракского Курдистана.
Предполагать, что с переходом северных городов Сирии под контроль курдов здесь будет создано курдское государство, пока рано. К тому же Курдское государство на самой границе с Турцией станет новой головной болью для Анкары. Так что сейчас турецкое руководство стоит перед выбором по "курдскому" вопросу в Сирии.