БАКУ /Trend/ - В октябре месяце в нефтяной истории Казахстана началась новая веха – после долгих лет ожидания страна, наконец, начала добычу на гигантском нефтяном месторождении Кашаган на мелководье Каспийского моря.
Кашаган - самое крупное нефтяное месторождение, открытое за последние 40 лет, он входит в десятку крупнейших месторождений нефти в мире и занимает первое место по объемам среди нефтяных месторождении на постсоветском пространстве.
В Казахстане пока не проводилось торжественных мероприятий по этому поводу, и руководство страны и акционеров проекта воздерживаются от громких заявлений, однако в конце прошлой недели министерство энергетики сообщило, что на месторождении уже открыто несколько скважин и первая небольшая партия кашаганской нефти, добытая в рамках пусконаладочных работ, отправлена на экспорт.
За этими скромными сообщениями на самом деле стоит очень важная информация: нефть на Кашагане есть, ее, несмотря на огромное содержание серы и сложные геологические условия, возможно добывать, очищать и экспортировать, оборудование на месторождении работает, и, похоже, после ряда отсрочек начала добычи Кашаган, наконец, начинает работать.
С общими нефтяными запасами в 38 миллиардов баррелей, включая 9 - 13 миллиардов баррелей извлекаемых запасов, это месторождение окажет заметное влияние на нефтяной сектор как Казахстана, так и мира в целом.
В Казахстане большинство нефтяных месторождений уже прошли пик добычи, и добыча нефти уже несколько лет снижается. Страна реализует проекты по разведке недр на суше и на море в надежде открыть новые месторождения нефти, однако их перспективы пока туманны. Кашаган для Казахстана на сегодняшний день единственный реальный источник нефти, позволяющий нарастить добычу. По оценкам аналитических агентств, рост добычи в стране благодаря Кашагану будет заметным. Так, по прогнозам управления по энергетической информации минэнерго США (EIA), опубликованным в конце прошлой недели, добыча нефти в Казахстане в 2017 году составит 1,81 миллиона баррелей в день по сравнению с 1,72 миллиона баррелей в 2016 году. При этом только на новостях о начале пусконаладочных работ прогноз на 2017 годы был повышен на 70 тысяч баррелей в сутки по сравнению с прогнозом месяцем ранее. После выхода месторождения, где только на начальном этапе разработки планируется добывать от 75 тысяч баррелей в сутки с дальнейшим повышением, на стабильную добычу прогноз наверняка вырастет еще больше.
Правительство Казахстана ожидает, что Кашаган позволит стране, на долю которой в 2015 году, по данным BP, приходилось лишь 1,8 процента мировой добычи, войти в десятку крупнейших нефтепроизводителей в мире. Впрочем, насколько велики будут дивиденды страны от этого месторождения, пока остается под вопросом.
По информации министерства энергетики Казахстана, средняя себестоимость нефти в стране составляет около 50 долларов за баррель. При этом стоимость кашаганской нефти явно выше средней себестоимости нефти по стране. Кашаган, еще по оценкам 2012 года, стал самым дорогим месторождением в мире, после чего вложения в месторождение продолжились. Многомиллиардные затраты акционеров на разработку этого месторождения Казахстану придется возмещать десятки лет. Себестоимость кашаганской нефти официально не называется, однако в 2015 году глава национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев высказал мнение, что предел окупаемости у Кашагана составляет порядка 80 - 100 долларов за баррель. А, например, инвестиционный банк Goldman Sachs считает, что для того чтобы Казахстан получал прибыль от продажи нефти с Кашагана, она должна стоить в пределах 120 – 130 долларов за баррель. Даже если Мынбаев и зарубежные аналитики несколько ошиблись в своих расчетах, очевидно, что при нынешних ценах на нефть в районе 50 долларов за баррель прибыль от Кашагана если и будет, то очень незначительной. Впрочем, вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев недавно заявил, что Кашаган будет рентабелен для Казахстана при любой цене на нефть, так как государство будет получать от этого проекта роялти и налоги. Вопрос, насколько рентабельным будет этот проект для его акционеров, среди которых присутствует и Казахстан в лице национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», Мирзагалиев оставил открытым.
Что касается влияния кашаганской нефти на мировой рынок нефти, то большинство аналитических агентств упоминают Кашаган в числе причин, которые ведут к увеличению поставок нефти на мировой рынок в ближайшие годы. В нынешней ситуации, когда на рынке наблюдается переизбыток предложения, кашаганская нефть будет еще одним фактором, мешающим достижению баланса на мировом рынке и, как следствие, препятствующим росту цен на нефть. Тому росту на нефть, в котором акционеры Кашагана заинтересованы едва ли не больше всех остальных производителей.
Елена Косолапова, обозреватель Trend