Приговор в отношении летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, обвиненных в незаконном пересечении границы и контрабанде, не имеет никакой политической подоплеки, сказал на пресс-конференции в Душанбе генпрокурор страны Шерхон Салимзода, пишет РИА Новости.
МИД РФ заявил в среду, что Таджикистан грубо нарушил международные обязательства в деле российского летчика Садовничего, своевременно не уведомив российские власти о его задержании. Российская сторона также заявила, что "вопрос о судьбе гражданина России должен быть решен без каких-либо искусственных увязок".
По словам Салимзода, "это чисто уголовное преступление, за которое летчики понесли уголовную ответственность, а самолеты Ан-72 как вещественное доказательство были конфискованы в пользу Таджикистана".
Одним из основных мотивов преступления он назвал то, что воздушные суда не зарегистрированы в государственных органах, не имеют летного резерва, сертификата оператора и сертификата летной годности.
"К тому же, мы получили письмо от авиационных властей Афганистана о том, что в течение трех лет эти экипажи занимались коммерческой деятельностью на территории их страны незаконно. В связи с этим авиационные власти Афганистана не давали им разрешение на вылет из кабульского аэропорта и просили таджикскую сторону задержать их и арестовать самолеты в аэропорту города Курган-Тюбе, где они и приземлились, несмотря на запрет "Таджикаэронавигации",- сказал генпрокурор.
В ходе пресс-конференции Салимзода не ответил на вопрос представителя посольства РФ консула Игоря Лабузова о том, почему Таджикистан не оповестил российское дипведомство о задержании летчиков в течение четырех суток - в соответствии с международными соглашениями и двусторонними документами. Официально летчики были арестованы 12 мая, но консульский отдел был оповещен об этом лишь 31 мая.
Салимзода отметил, что обвиненные имеют право в установленном порядке в течение 10 дней обжаловать приговор.
По словам российского консула, сейчас сотрудники посольства готовят перевод копии приговора, чтобы летчики смогли с ним досконально ознакомиться.
"К этой проблеме подключились различные министерства и ведомства. Мы сейчас готовим доклад своему руководству, которое будет принимать меры", - сообщил Лабузов.
Он также сказал, что поддерживает постоянный контакт с адвокатом летчиков.
По данным СМИ, в марте нынешнего года два самолета Ан-72 российской компании Rolkan Investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном.
Однако когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Садовничий связался с диспетчером "Таджикаэронавигации", тот заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул. Сделать это было крайне проблематично, так как действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было.
В этой связи Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго воздушного судна Руденко. Соответствующее разрешение было получено.
Тем не менее после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде.
Генпрокурор Таджикистана отрицает политическую подоплеку дела в отношении летчиков
Приговор в отношении летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, обвиненных в незаконном пересечении границы и контрабанде, не имеет никакой политической подоплеки, сказал на пресс-конференции в Душанбе генпрокурор страны Шерхон Салимзода