На днях были опубликованы результаты исследований организации Global Financial Integrity, согласно которым, за шесть лет из Армении вывезено 6,2 миллиарда долларов капитала, говорится в статье, опубликованной на сайте 1in.am
Это, по сути, - поражающий показатель для страны, у которой на сегодня внешний долг составляет примерно четыре миллиарда, - это почти половина ВВП, и которая ходит с протянутой рукой и молит или просит у разных стран и финансовых организаций кредиты, гранты, дабы избежать коллапса экономики, это в стране, которая вот уже десять лет к ряду сдает свое стратегическое имущество России, подпадает в одностороннюю зависимость от нее ради освобождения от долгов.
По словам автора статьи, если бы эти деньги инвестировали в Армении, то сегодня несколько сотен тысяч граждан точно не были бы вынуждены искать работу в России и других странах, не нуждались бы в медицинских расходах, элементарном питании и одежде, образовании. Многое было бы иначе, если бы эти 6,2 миллиарда долларов были инвестированы в стране.
И тут, конечно, нужно задать вопрос: а кто хозяева этих миллиардов? В Армении на этот счет мало официальных данных, тем более что проведшая исследование организация говорит о незаконно вывезенном капитале.
Не секрет, что законность и реальность в Армении мало связаны друг с другом, следовательно, законными декларациями мало что можно понять о шкале армянских капиталистов.
В обществе также говорят разное: говорят, например, о миллиардах президент Армении Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна, говорят о накопленных с помощью властных рычагов миллиардах и миллионах их родственников, друзей, близких олигархов. Во всем этом трудно различить действительность и вымысел.
Ясно одно: в последнее десятилетие армянские высокопоставленные должностные лица и привязанные к ним олигархи, которые помогали сохранить власть, живут в фантастической роскоши, одеваются в одежду стоимостью в тысячи долларов, отдыхают в местах отдыха на десятки тысяч долларов, проигрывают в казино сотни тысяч и миллионы долларов, едут на экзотическую охоту стоимостью в десятки тысяч долларов, обустраивают свой бизнес заграницей.
Естественно, они не могли инвестировать эти миллиарды в Армении: не из-за тех внутривластных противоречий, из-за которых могли все потерять, если бы не нашли общего языка, а потому что в Армении некуда вложить столько финансов, не оставили места - все монополизировано, олигополизировано, квотировано, ограничена конкуренция, ограничены также возможности экономики.
Для расширения инвестиционной среды нужна конкуренция. Ее они запретили, антиконкурентную среду сохраняют силовыми рычагами, властные рычаги применяют против конкурентов, а у самих нет мотивации и новых мест делать в Армении инвестиции.
Остается вывозить за границу накопленные от монополий и олигополий миллиарды и там покупать роскошь и бизнес. Для 6,2 миллиардов они совместными усилиями уменьшили, сильно уменьшили Армению.