Азербайджан, Баку, 15 ноября /Trend/
Клод Салхани, обозреватель Trend
Попытка изменения внешней политики страны, тем более сверхдержавы, подобна попытке переломить ход супертанкера - она должна быть дальновидна и нетороплива. В противном случае вы столкнетесь с катастрофой.
Это то, что происходит сегодня с американской внешней политикой. Сегодня этот танкер работает без пилота. Конечно, капитан корабля по-прежнему стоит на мостике, но именно опытный пилот направляет корабль в порт, помогая избежать мели. Когда речь заходит о внешней политике, сегодня у Вашингтона есть капитан, но отсутствует пилот.
Соединенные Штаты больше не единственная страна, которая пытается всюду завести друзей и оказывать влияние на народы. Вашингтон когда-то чувствовал себя вполне безопасно благодаря влиянию на Ближнем Востоке, зная, что СССР распался и что европейцы никогда не потратят крупные суммы на усиление влияния, даже если учесть, что французы и британцы смогли бы заключить отличные оборонные контракты с Саудовской Аравией или ОАЭ. Но сегодня русские возвращаются, и на этот раз они смотрят на ситуациию совершенно иначе, чем в прошлом.
Квази-понимание своей исключительности, которое США имели по отношению к своему присутствию в Египте, например, было преподнесено русским администрацией Обамы на серебряном блюде, из-за неспособности четко осмыслить новые реалии в Египте.
И Москва не упустила момент, когда влияние Вашингтона и его союз с египтянами стали ослабевать.
Ранее на этой неделе в Каире министр иностранных дел России Сергей Лавров, возглавив делегацию высокого уровня, провел "исторические переговоры" с египтянами.
Непосредственными результатами этого визита являются обновление связей между Россией и Египтом и потенциальный контракт по продаже оружия на сумму двух миллиардов долларов.
Это новая Россия, которая предстает в совершенно ином свете, чем во времена Советского Союза. Арабы, по большей части, и особенно нефтедобывающие страны Залива, смотрели на Союз свысока, как на безбожных коммунистов с разваливающейся экономикой, и высмеивали их второсортную систему вооружения, которая не могла противостоять американскому оружию, поставляемому США Израилю.
Если российские ракеты "земля-воздух" SAM 7, развернутые в Сирии в первые дни арабо-израильской войны в октябре 1973 года и были успешны, сбив несколько израильских самолетов американского производства Phantom, у американцев не заняло много времени принять контрмеры.
И, несмотря на огромное количество поставленного Россией оружия и ракет, Саддам Хусейн дважды уступил США - первый раз, когда возглавляемая США коалиция заставила его уйти из Кувейта, а затем еще раз, когда американцы вторглись в его страну в 2003 году.
Однако почему-то Москва при этом, кажется, в состоянии сделать то, что Вашингтон никогда не мог. Пример: постоянная и неустанная поддержка Москвой режима президента Сирии Башара Асада, которая подверглась резкой критике со стороны большинства арабских стран - это то, что полностью упускают из виду египтяне и Лига арабских государств.
После 22 лет, прошедших с распада Советского Союза, русские возвращаются. Сегодня влияние России находится на самом высоком уровне с момента распада СССР.
На кону стоит не только политическое влияние на арабские страны, прежде всего, Египет и Сирию, или, скорее, теперь на Египет и Саудовскую Аравию, но и выгодные сделки на сумму в несколько миллиардов долларов.
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), экспорт вооружений России составил 27 процентов от общего объема экспорта для стран Ближнего Востока и Северной Африки в период 2008-2012 годов. Если перевести это в доллары, вы поймете, почему русским понадобилось так мало времени, чтобы занять тот вакуум, который был создан геополитической недальновидностью Вашингтона.
То, что многие арабы сегодня связывают свою безопасность с США, может привести к нестабильности режимов. Многие видели слабость США в деле поддержки давнего союзника Вашингтона в Египте - бывшего лидера Хосни Мубарака, и спрашивают себя сегодня, что будет с ними, если и они окажутся в таком положении.
Россия, с другой стороны, продолжает поддерживать своих союзников в Сирии, несмотря на критику со стороны чуть ли не всех стран на планете, за исключением Китая и Северной Кореи. И хотя большинству арабских стран сегодня хотелось бы, чтобы смена режима в Дамаске произошла, они уважают поддержку Москвой давнего союзника - то, чего Вашингтон никогда не сделает.
Преимущество Москвы над американцами в вопросе отношений с арабским миром заключается в том, что русские не собираются поднимать шум по поводу нарушений арабскими режимами прав человека, в то время как американцы имеют привычку проповедовать демократию с тем же пафосом, с каким проповедник Южной баптистской церкви произносит свою проповедь в воскресенье, что не может понравиться арабам.