Эльмира Таривердиева
Удивительно недальновидной представляется политика Европы, которая сама открыла Турции дверь на Восток, лишив себя тем самым доверия очень важного партнера.
Накануне Европарламент одобрил резолюцию, которая призывает заморозить и без того практически неподвижные переговоры о вступлении Турции в ЕС, являющихся продолжением попыток евроинтеграции Турции. Как известно, процесс этот идет ни много ни мало полвека и сам президент Реджеп Тайип Эрдоган похоже уже давно потерял надежду на возможность евроинтеграции.
Дело в том, что с каждым годом Анкара все больше убеждается в том, что ее принципиальные разногласия с ЕС практически не разрешимы, и поэтому Турция может вечно топтаться на пороге Европы, если продолжит прежние попытки евроинтеграции. Особенно остро имеющиеся противоречия выявила недавняя попытка госпереворота в Турции и резко негативная реакция ЕС на действия Эрдогана, принявшегося искоренять любые возможности повторения нового путча. Особое неприятие ЕС вызвали планы по внедрению закона о смертной казни, который обещал подписать Эрдоган, в случае, если его примет парламент. Напомним, что смертная казнь была отменена в 2002 году, так как ее отмена была одним из условий членства Анкары в Евросоюзе.
Ранее глава европейской дипломатии Федерика Могерини отметила, что «переход от риторики к действиям в вопросе смертной казни будет сигналом, что Турция не хочет быть членом европейской семьи, ни Совета Европы, ни Европейского союза».
Кроме того, смотря правде в глаза, нужно отметить, что и без этих проблем сама Европа была не готова к самому факту принятия в европейскую семью страны с населением практически равным населению Германии, да еще и с мусульманским большинством. Особенно актуальна заморозка переговоров с Анкарой в свете традиционного отстаивания европейских ценностей традиционными правыми партиями стран ЕС, рассчитывающих на голоса избирателей в преддверии приближающихся выборов в нескольких европейских столицах.
Однако, все действия, рассчитанные на европейского обывателя, играют против истинных интересов ЕС, толкая Турцию в объятья Востока. Строго говоря, Эрдоган понял заранее, что рассчитывать на евроитеграцию в ближайшее время не приходится и сам начал разворот в сторону России и Азии, заявив, что в 2017 году в стране может пройти референдум по вопросу продолжения переговоров о вступлении в ЕС.
«В Европе после Brexit могут произойти подобные события и в других странах, об этом говорят во Франции, в Италии. Я же говорю о том, почему бы Турции не занять место в «Шанхайской шестерке», - задался вопросом турецкий лидер.
Эрдоган, к слову, не ограничился лишь риторическими вопросами, а подстраховался всерьез и обсудил вопрос вступления в ШОС, где имеет статус страны-партнера по диалогу, с президентами России и Казахстана.
Политика Анкары по развороту на Восток ощутима еще и в связи с активной нормализацией отношений с Россией, Письмо президента Турции российскому лидеру с выражением сожаления по поводу инцидента с российским самолетом в небе над Сирией в ноябре 2015 года, ускорила сближение Анкары и Москвы. Как и тот факт, что после подавления попытки госпереворота в Турции Кремль воздерживается от оценок в отношении мер, принятых турецким государством, для возвращения страны к стабильности.
Россия полезна Турции, как партнер с нескольких точек зрения. Начиная от энергетических проектов, весьма выгодных Турции и заканчивая поддержкой стремления Анкары сблизиться с ШОС, которую некоторые наблюдатели рассматривают даже как противовес НАТО. Учитывая непростые отношения Европы, НАТО и США с Россией, вряд ли такой дрейф Турции – одного из самых крупных членов НАТО, в интересах ЕС.
С этой точки зрения, стоит признать, что на сегодняшний день, Турция больше нужна Западу, чем Запад Турции, которая, кстати, решает еще и проблему беженцев из Сирии, которые, в случае отказа Анкары от приема людей, хлынут в и без того переполненную мигрантами Европу.
Эльмира Таривердиева, глава Русской службы новостей Trend