Эльмира Таривердиева, обозреватель Европейской редакции Trend
К концу года, по традиции, принято подводить итоги и говорить о перспективах тех или иных важных событий в политической жизни страны. Однако говорить о мирном процессе вокруг Нагорного Карабаха почти нечего.
Увы, для того, чтобы понять, что происходит на переговорах Азербайджана и Армении, хватит пары слов - полная стагнация. Переговоры, как и в 2010 году, имели место быть, однако результатов не принесли. Не привнес ничего нового в процесс переговоров и очередной СМИД ОБСЕ в Вильнюсе.
Как и в конце 2010 года, все три страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ призвали стороны конфликта придти к договоренности. Глава МИД России выступил с предложением воспользоваться наработками, которые были озвучены за последнее время в результате контактов сторон конфликта с президентом Медведевым. При этом все посредники отметили, что в последнее время реального прогресса в переговорах вокруг Нагорного Карабаха добиться не удалось.
Конечно, можно было бы считать положительным моментом принятие в рамках СМИД ОБСЕ совместного заявления глав делегаций стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и сторон конфликта, однако это не первое заявление такого рода, не принесшее плодов.
Бесплодность ежегодных призывов стран-сопредседателей Минской группы объясняется просто - несмотря на явное внимание международного сообщества к проблеме Нагорного Карабаха Еревану невыгодно предпринимать реальные шаги в направлении урегулирования.
Показательно, что сразу после совместного заявления в рамках СМИД глава МИД Армении Эдвард Налбандян обрушил шквал критики на Азербайджан, посвятив все свое выступление "несправедливостям, допущенным в отношении Еревана". Такая позиция не удивительна, Еревану удобнее сохранять статус-кво как можно дольше, затягивая процесс урегулирования на неопределенное время.
Более того, даже инициатива Азербайджана провести встречу представителей азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха в ноябре 2011 года, разбилась о нежелание Еревана.
При этом международное сообщество словно не понимает, что единственным выходом их сложившейся ситуации должно стать активное участие всех медиаторов в процессе переговоров и усиление их давления на официальный Ереван.
В течение 2011 года, как впрочем и 2010, самым активным медиаторов была Россия. Президент Дмитрий Медведев потратил немало времени и приложил массу усилий к тому, чтобы процесс переговоров сдвинулся с мертвой точки. Это признает и официальный Баку, делая оговорку по поводу участия в переговорах Франции и США.
Увы, Париж и Вашингтон, похоже, озабочены сегодня больше началом предвыборных президентских кампаний, чем выполнением взятых на себя обязательств.
И пока все три страны не начнут прикладывать достаточно усилий для убеждения Еревана сделать шаг в сторону решения конфликта, надеяться на прогресс в урегулировании не приходится. Тем более, учитывая, что официальный Ереван не делает уступок в вопросах освобождения оккупированных азербайджанских земель, не соглашается на компромиссы со стороны Азербайджана и выступает периодически с провокационными заявлениями о признании независимости Нагорного Карабаха и переименовании азербайджанских районов на армянский лад.
Действия Армении идут вразрез с реальным желанием Азербайджана придти к соглашению по Нагорному Карабаху, и ни Россия, ни Вашингтон, ни ОБСЕ, ни любой другой международный посредник не могут путем уговоров добиться прогресса в переговорах в силу того, что Ереван устраивает нынешнее положение вещей, и сдвигаться со своей неконструктивной, но удобной позиции, он не собирается.
Если и в 2012 году страны-посредники не приложат реальных усилий и не настоят на том, чтобы Армения наконец изменила свою позицию и отказалась от тактики затягивания конфликта на веки вечные, стагнация продолжится. И не известно, к чему приведет такое попустительство Еревану со стороны международных игроков, учитывая все возрастающую напряженность на линии соприкосновения войск.
Учитывая сказанное, посредники не могут не понимать, что в данной ситуации у Баку есть все основания проявлять нетерпение, тогда как Армения не имеет права затягивать переговоры, и дальше находя все новые и новые абсурдные поводы для сохранения статус-кво.
Кроме того, немаловажным вопросом в 2012 году может стать вопрос вовлечения ЕС в деятельность МГ ОБСЕ. Особенно актуальным этот сценарий становится на фоне усиления роли армянских диаспор Франции и США в переговорах по Нагорному Карабаху. В отличие от российской диаспоры, армянское лобби на Западе играет активную политическую роль в принятии решений властями США и Франции.
В этом контексте было бы более эффективно, если бы Евросоюз взял на себя политическое участие в нагорно-карабахском урегулировании наравне с Минской группой. Особенно посредничество ЕС может быть успешным, учитывая проект евроинтеграции, который в равной мере интересует все страны Южного Кавказа. Проект, воплощению которого мешает отсутствие стабильности в регионе, может стать основой для диалога между сторонами конфликтов, в том числе между Арменией и Азербайджаном. Чтобы стать активным участником урегулирования, ЕС должен лучше ознакомиться с реалиями конфликта, так как многие европейские лидеры до сих пор недостаточно хорошо осведомлены о нюансах нагорно-карабахского конфликта и не знают о факте оккупации 20 процентов территории Азербайджана.