БАКУ /Trend/ - На этой неделе в одном из азербайджанских СМИ было опубликовано интервью посла Франции в Баку Паскаля Монье. В нем дипломат озвучил предположение о появлении у России новой концепции урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Кроме того, посол назвал бескомпромиссную позицию Еревана главным препятствием на пути мирного решения этой проблемы.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" эксперты из России, Азербайджана и Грузии не согласились с его трактовкой позиции России. При этом они разделяют мнение французского дипломата о неуступчивости армянской стороны как об основном препятствии на пути к восстановлению мира в регионе.
По мнению эксперта "Вестника Кавказа", сотрудника Информационно-аналитического центра МГУ Евгения Николайчука, заявления посла Франции в Азербайджане Паскаля Монье не более чем версии. "Высказывая мысль о наличии у России новой концепции нагорно-карабахского урегулирования, посол выражает всего лишь субъективное предположение, не имеющее под собой каких-либо серьезных оснований. Россия неоднократно озвучивала свою позицию по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта и тем принципам, согласно которым оно должно осуществляться. В частности, в очередной раз во время своего визита в Баку их озвучил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров", - заявил эксперт.
"Думается, Москва может предложить новые эффективные инициативы по карабахскому урегулированию, но его общая концепция останется неизменной. Основная сложность в налаживании конструктивного диалога между сторонами конфликта на сегодняшний день заключается в негибкой политике нынешнего руководства Армении, не готового к каким-либо разумным компромиссам. Однако интересы самого армянского народа требуют не воевать с соседями, а искать точки соприкосновения в политике и экономике, чтобы добиться процветания страны и региона в целом. Рано или поздно необходимость этого поймут и те силы, которые затеяли конфликт, и нынешние власти Армении. Может, тогда Серж Саргсян наберется смелости использовать свой шанс для установления мира. Уверен, армянский народ будет ему благодарен", - резюмировал Евгений Николайчук.
Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев также указал на неизменность позиции Москвы по данному вопросу. "Насколько я могу судить, на протяжении всех этих лет Россия всегда четко придерживалась той позиции, что Нагорный Карабах - это часть Азербайджана. Из этого следует исходить в вопросах урегулирования этой проблемы. Действительно, в России никто не признает его как независимую территорию или как независимое государство. Всегда все наши дипломаты и российские деятели призывали к очень осторожному подходу к карабахской проблеме. Поэтому я не думаю, чтобы что-то могло измениться", - считает он.
При этом эксперт осудил бескомпромиссную позицию руководства Армении, указав на тот факт, что освобождение оккупированных территорий не приведет к каким-либо негативным проблемам. "Азербайджан на протяжении 10 лет, пять точно, предлагает программу большого обеспечения и направления огромных финансовых средств в развитие Нагорного Карабаха. Я помню, несколько лет назад была презентация, читали доклады по этому поводу с азербайджанской стороны. Поэтому я не думаю, чтобы что-то было связано с негативными проблемами", - сказал Гусев.
Депутат Милли Меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков, комментируя высказывание посла о позиции РФ, отметил, что дипломат "сделал это предположение на основе телефонного звонка Президента России Владимира Путина и его разговора с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым после краткосрочного визита Лаврова в Баку и Ереван", чего явно недостаточно для столь далеко идущих выводов.
Говоря о путях мирного урегулирования, эксперт отмечает, что его достижению препятствует позиция Еревана. "Они не выходят из тупика по той простой причине, что Армения видит урегулирование этого конфликта либо в легитимизации всех осуществленных территориальных захватов или хотя бы определенной их части, либо стремится под любым соусом сохранить существующий статус-кво и любые решения, чтобы существующую ситуацию закрепить и сделать более комфортной для армян. Понятно, что Азербайджан на подобного рода пожелания откликнуться позитивно не может", - сказал он.
"Азербайджанская позиция конкретна и ясна. Баку выступает за предметные переговоры по поводу конкретного мирного соглашения, которое будет реализовываться, а не какие-то там рамочные соглашения, сводящие ситуацию к закреплению и сохранению нынешнего и абсолютно неприемлемого для Азербайджана статуса-кво", - подчеркнул Мусабеков.
Депутат Милли Меджлиса Азербайджана, председатель Партии демократических реформ Асим Моллазаде также указал на заинтересованность его страны в скорейшем достижении мира. "Азербайджану нужен мир очень срочно, потому что он сегодня направляет основные силы на то, чтобы развивать экономику, чтобы развивать нормальные взаимоотношения со всеми соседями. Республика заинтересована в достижении мира, стабильности и развития. Мы хотели бы видеть все страны в регионе в рамках соответствующего сотрудничества, соответствующего вклада в динамичное развитие Южного Кавказа. Азербайджану нужен мир в рамках международной правовой системы, нужно, чтобы все мировое сообщество обратило внимание на оккупацию нашей территории, на факт этнических чисток в тех районах, которые осуществлены более 20 лет тому назад", - подчеркнул он.
Иначе обстоят дела с Арменией. "К сожалению, Армения сегодня не только не хочет мира. Армения даже перестала хотя бы имитировать мирный процесс, что она делала при покровительстве своих спонсоров на протяжении 20 лет", - посетовал он.
Грузинский политолог Петре Мамрадзе также считает, что позиция Армении заводит ситуацию в тупик.
По мнению Мамрадзе, Азербайджан находится в более выигрышном положении, потому что "на сегодняшний день его Вооруженные силы существенно превосходят Вооруженные силы Армении". В связи с этим "многие армянские политологи понимают, что политика Еревана завела страну в тупик".
Эксперт считает, что властям страны следовало бы прислушаться к их голосам. "Сейчас надо искать компромиссное решение по Карабаху, надо идти на компромисс", - не сомневается он.