Эльмира Таривердиева, обозреватель Европейской редакции Trend
Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии сыграло роль катализатора, который подогрел и привел в движение нерешенные территориальные споры на постсоветском пространстве. На этом фоне у Азербайджана появляется неплохой шанс для решения нагорно-карабахского конфликта.
Вопрос, с чьей помощью Азербайджан решит проблему, становится главным на повестке дня.
Несколько стран сегодня испытывают потребность в укреплении своих позиций на Южном Кавказе. Азербайджан является стратегической точкой пересечения энергетических и транспортных интересов России, Турции и США. И каждая из стран прикладывает усилия, чтобы оказаться главным медиатором в затянувшемся конфликте между Арменией и Азербайджаном, преследуя свои интересы.
Сегодня ожидается серьезная конкуренция за то, чтобы стать медиатором. Выиграет тот, кто предложит наиболее эффективное решение.
Ряд визитов продемонстрировал некоторую политическую линию в регионе и вызвал, надо думать, беспокойство администрации Буша.
Турецкий президент впервые за всю историю посетил Армению. Лавров побывал в Турции. Министр иностранных дел Азербайджана приехал в Москву. И, наконец, президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Россию с официальным визитом, проведя ряд встреч с президентом России Дмитрием Медведевым. В ходе всех визитов обсуждалась возможность решения нагорно-карабахской проблемы. И все это происходило без непосредственного участия Соединенных Штатов.
Резоны каждой из сторон понятны. Россия стремится сгладить впечатление международной общественности от "принуждения к миру" Грузии и достичь определенного прогресса в урегулировании конфликтов, в том числе на территории Азербайджана.
В то же время Турция активно ведет работу по подготовке совместного с Россией проекта "Платформы сотрудничества" на Кавказе. В случае успеха турецкого проекта кавказские проблемы будут решаться силами региональных игроков, без вмешательства внешних сторон ї таких, как США и ЕС. Турция и Россия могут получить от данного сотрудничества значительные дивиденды. В будущем эти страны могли бы пойти на взаимные признания: мы признаем Северный Кипр, они - Южную Осетию и Абхазию. И уже на основании инициативы Турции будут решаться проблемы на Кавказе.
Причем Турция и Россия ї это как раз те страны, которые способны "убедить" Армению, что она может оказаться в выигрыше от освобождения оккупированных территорий Азербайджана. Возможно, Армении пообещают получить маршрут трубопровода через свою территорию, или участие в энергетических проектах. Ведь экономическое положение Армении напрямую зависит от возобновления транспортного сообщения и открытия границ с Турцией и помощи России.
Такую возможность подтвердил глава МИД Турции Али Бабаджан в интервью Reuters. По его словам, Армения могла бы получить экономические дивиденды от открытия границы и восстановления железнодорожного сообщения с большим соседом ї Турцией. "Армения могла бы стать также альтернативой для прохождения газопровода, идущего на Запад со стороны Каспийского моря по территории Грузии, ставшей ненадежной после российской интервенции", - заявил Бабаджан.
Своеобразие политического момента заключается в том, что благодаря инициативе Турции по "Платформе" вырисовывается новый формат урегулирования кавказских проблем, который обещает стать более успешным, чем Минская группа ОБСЕ, за 16 лет так и не сумевшая привести стороны к приемлемому решению.
Однако США не намерены так просто отдать медиаторство в столь важной для богатого нефтью Азербайджана проблеме.
По личному распоряжению госсекретаря США Кондолизы Райс 17 сентября в Баку прибыл американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза.
Брайза провел консультации с правительством Азербайджана, стараясь, чтобы европейские и американские медиаторы не потеряли своего значения. По его словам, США намерены вести более упорную работу для решения двадцатилетнего территориального конфликта между бывшими советскими республиками ї Азербайджаном и Арменией, разгоревшегося из-за Нагорного Карабаха. "США полностью поддерживают суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и готовы помочь в решении конфликта, и соглашение должно быть достигнуто на основе территориальной целостности Азербайджана", - сказал он журналистам в Баку.
Однако пыл своего коллеги остудил второй сопредседатель Минской группы Бернар Фасье, осторожно заметив во время визита 19 сентября в Баку, что предполагается "промежуточное урегулирование" в Нагорном Карабахе ї "до будущего самоопределения населения Нагорного Карабаха". Однако сопредседатель так и не пояснил, что именно подразумевается под "промежуточным урегулированием".
Разумеется, в деле решения территориального спора имеет значение и желание второй стороны. Многие сомневались в успехе турецкой инициативы именно из-за сложных отношений Анкары и Еревана. В случае отказа от турецкого медиаторства Минская группа была бы безальтернативным решением конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Вердикт надеждам на единоличное посредничество в урегулировании нагорно-карабахского конфликта вынес глава внешнеполитического управления Армении, заявив, что "Турция может помочь в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Однако все должно быть разрешено в рамках Минской группы".
Неважно, в конечном итоге, кто именно поспособствует возвращению земель Азербайджану. И если совместные усилия всех заинтересованных сторон приведут к положительному результату, может быть Турции, России и США стоит оставить в стороне собственные интересы и сесть за стол переговоров ради мира в Кавказском регионе.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]