Руфиз Хафизоглу, руководитель редакции Trend по Ближнему Востоку и арабским странам
В Европе принято решение об объявлении 2008 года годом межрелигиозного диалога. В Старом Свете и во многих мусульманских странах были организованы различные конференции и мероприятия для налаживания межрелигиозного диалога, большего сближения церквей с мечетями. Последняя конференция по межрелигиозному диалогу прошла в июле в Мадриде по инициативе короля Саудовской Аравии Абдуллы бин Аль-Сауди.
До проведения этой конференции на встрече с королем Саудовской Аравии в 2007 году папа Римский Бенедикт XVI попросил защиты прав и устранения ограничений, поставленных на богослужение около 1 миллиона католиков, проживающих в этой стране.
Когда предложение о межрелигиозном диалоге впервые было выдвинуто турецким философом Фатуллахом Гюленом, он был обвинен в масонстве. Многими мусульманскими учеными, а в основном муфтиями Саудовской Аравии, этот диалог был назван невозможным.
В действительности, несмотря на то, что межрелигиозный диалог может предотвратить множество проблем, возникающих на религиозной почве, есть ряд препятствий в его реализации. Однако представители трех религий пока не полностью готовы к реализации диалога.
Слова Бенедикта XVI , сказанные в ходе визита в Германию, о джихаде и исламе, стали причиной резкого недовольства в исламском мире. "Покажите, что нового принес Мухаммед? Его религия является ничем иным как безжалостным и бесчеловечным призывом к распространению за счет меча", - сказал в ходе своего выступления 12 сентября в Баварском Университете Регенсбург Бенедикт XVI.
Это событие вызвало такое недовольство у мусульман, что Абдулла Гюль, бывший в то время министром иностранных дел Турции, выступил с официальным обращением и попросил перенести визит папы в страну. Несмотря на это, визит папы Римского в Стамбул завершился удачно.
Слова Болонского кардинала Каффары, прокомментировавшего визит папы в Стамбул, еще больше увеличили пропасть между исламским миром и Ватиканом.
По словам кардинала Каффары, межрелигиозный диалог возможен лишь с иудеями, а с мусульманами же диалог может быть только на такие темы, как образ жизни и образование.
Позже официальные представители Ватикана сказали, что аяты в Коране о джихаде мешают межрелигиозному диалогу. Однако самой основной претензией, выдвигаемой Ватиканом, было отсутствие у мусульман единой системы управления в отличие от христиан и иудеев. Потому что Ватикану надо было уточнить, с кем он проведет диалог - с салафитской Саудовской Аравией, шиитским Ираном или же с Турцией, хоть и частично, но сумевшей вместе удержать ислам и демократию.
Для устранения основного недовольства церкви надо было провести реформы. Самой крупной из этих реформ являлось создание единой системы управления. Надо было, чтобы шииты и сунниты объединились. На этот раз король Саудовской Аравии впервые в истории страны официально пригласил в декабре 2007 года президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в паломничество в Хадж. Несмотря на то, что проект диалога между течениями, выдвинутый Саудовской Аравией был не столь удачным, позже во многих арабских странах на эту тему прошли многочисленные конференции. Однако ни одна из этих конференций не дала ожидаемых результатов. Потому что суннитские арабские государства испугались возможности еще большего влияния Ирана в регионе и создания здесь шиитского полумесяца. Потому что возникновение шиитского полумесяца (Иран, Ирак, Сирия, Бахрейн и Ливан) было реальной опасностью для салафитской Саудовской Аравии.
Одним из факторов, препятствующих налаживанию межрелигиозного диалога, является радикализм некоторых мусульман и не полная интеграция в европейское общество многих из них, проживающих в этих странах.
Основным же фактором, препятствующим диалогу является то, что все еще не нашли своего решения оккупация Ирака и израильско-палестинская проблема.
Хоть по версии администрации Буша военные операции в Ираке направлены против террора и служат распространению демократии, мусульмане оценивают это как новый крестовый поход.
Касаясь же палестинской проблемы, несбалансированная политика Израиля на оккупированных территориях привела к не признанию этой страны мусульманскими государствами и распространению антисемитского мышления в них.
Межрелигиозный диалог и сегодня обладает реальными возможностями для того, чтобы решить многие проблемы. Однако политизация вопроса показывает, что этот проект не осуществится в ближайшее время.
С автором статьи можно связаться по адресу - [email protected]