Темкин Джафаров, обозреватель персидской редакции Trend
Преждевременное начало агитационной кампании в Иране по президентским выборам говорит о том, что выборы, которые состоятся в стране в следующем году, будут самыми важными и интересными, проведенными после Иранской революции.
Президентская деятельность нынешнего главы государства Ирана Махмуда Ахмадинежада была критично встречена различными политическими организациями, основными оппозиционными реформистами страны и даже некоторыми представителями правящего лагеря "Усулгара". По их мнению, экономические показатели, отрицательный имидж Ирана на международной арене, а также застой в культурной и общественной сфере страны входят в список неудач правительства.
Хоть члены правящей партии "Усулгара" и недовольны деятельностью Ахмадинежада, они не смогли придти к единому мнению в вопросе выдвижения альтернативного кандидата. В лагере реформистов та же ситуация, и изменение положения зависит от того, будет ли участвовать в выборах бывший президент Ирана Мохаммед Хатами.
Официальный представитель реформисткой партии "Milli etimad" ("Национальное доверие") Исмаил Герамимюгеддем на прошлой неделе сказал, что в очередных президентских выборах генсек партии Мехди Карруби выдвинет свою кандидатуру. Участие же Карруби от партии "Milli etimad" в президентских выборах вызвал раскол среди реформистов. Близкий к правящему лагерю сайт "Recanews" назвал эту новость "Первым официальным расколом среди реформистов". До этого распространялись информации о создании блока для выдвижения единого кандидата от реформистов.
За последние недели группы, поддерживающие экс-президента Хатами, известного как реформист, приступили к широкой деятельности для его участия в выборах. Однако официальное выдвижение Карруби своей кандидатуры бросило тень на участие Хатами в выборах.
"После многочисленных рекомендаций и встреч принял решение, что буду участвовать в президентских выборах, которые пройдут в мае следующего года, и я готов к этому", - сказал 12 октября на пресс-конференции бывший председатель парламента Ирана Карруби.
Он сказал, что если будет избран президентом, то основными его задачами будут решение вопроса по безработице, рост производства и улучшение экономической ситуации. "Второстепенные же задачи будут связаны с защитой прав народа", - добавил Карруби.
Напряженные политическая и экономическая ситуации, возникшие в Иране, усложняют участие "Усулгары" в предстоящих выборах и ставят под сомнение ее победу. И поэтому "Усулгара" должна быстро решить существующие проблемы, в противном случае, партии-конкуренты могут воспользоваться их "слабыми точками".
Реформисты, воспользовавшись этим фактором, могут изменить ситуацию в свою пользу. Из-за того, что они за последние годы имели меньше мест в парламенте и подвергались давлениям, это заставляло их постоянно придерживаться защитной позиции.
Однако, недовольства, вызванные деятельностью правящей партии "Усулгара", стали причиной повышения авторитета реформистов среди населения.
Статистика по девяти президентским выборам, проведенным в Иране, показывает, что в выборах 1997 года иранский народ был более активным - 22 млн. человек (80% избирателей). Однако в выборах, проведенных в 1993 году, участвовало 50% избирателей.
Пока же ни у реформистов, ни у членов "Усулгары" нет единого кандидата для участия в президентских выборах, которые будут проведены в Иране. Однако, в отличие от реформистов, у "Усулгары" нет такой харизматической личности как Хатами.
Если оба лагеря не объединятся вокруг единого лидера, и будут выдвигать различных кандидатов, тогда неизбежно проведение второго этапа выборов. Потому что среди населения есть большая вероятность "раскола". На втором же этапе выборов шансы обеих лагерей можно считать равными.
Отсутствие единого кандидата в обоих лагерях еще больше повышают интерес к тому, какими будут выборы, и кто будет избран президентом.
С автором статьи можно связаться по адресу - [email protected]