Арье Гут, собственный корреспондент Trend в Иерусалиме
Несколько дней назад председатель Палестинской Автономии Махмуд Аббас призвал избранного президента США Барака Обаму принять за основу для политики саудовскую мирную инициативу. Стоит отметить, что ни в одном регионе мира избрание Барака Обамы президентом США не было воспринято так позитивно, как на Ближнем Востоке. Источники, приближенные к новоизбранному президенту США, утверждают, что Барак Обама стремится осуществить честолюбивый план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, основанный на так называемой "саудовской инициативе" 2002-го года. Согласно ей, арабские беженцы, покинувшие Палестину в 1948-м году (после образования государства Израиль и войны за независимость) не получат гарантированное право на возвращение, но Израиль будет должен вернуть Сирии Голанские высоты и согласиться на то, чтобы Восточный Иерусалим стал столицей арабского государства Палестина.
Стоит отметить, что недавно Президент Израиля Шимон Перес, выступая в ООН перед участниками международной конференции "Диалог религий и цивилизаций", завил, что Израиль готов принять саудовскую инициативу и заплатить ценой крайне болезненных уступок за мирное урегулирование. "Мы не можем изменить прошлое, однако мы можем сформировать наше будущее. Это кажется более выполнимым сегодня в свете саудовского предложения, которое превратилось в арабскую мирную инициативу. Данная инициатива обеспечивает надежду людям и вселяет уверенность в народы. Чтобы изменить мир мы должны изменить себя", - заявил президент Израиля. Оценивая положительно арабскую мирную инициативу, патриарх израильской политики отметил, что соглашение не может быть достигнуто лишь простым предложением. "Мы не можем принять все статьи арабской мирной инициативы. Так как трудно ответить на все требования в то время, когда некоторые страны в регионе отклоняют мир", - подчеркнул израильский президент. По мнению Переса, ХАМАС яростно отклоняет компромисс, он продолжает нацеливать ракеты на израильские гражданские объекты. "Мы можем понять территориальные уступки в обмен на установление мирных отношений, но не примем землю взамен ракетных обстрелов", - заявил Перес
По словам Переса, арабская мирная инициатива выступает только за всесторонний мир на Ближнем Востоке. "Это стратегический выбор арабских стран, но это и стратегия Израиля", - подчеркнул израильский президент. Стоит отметить, что особой положительной чертой саудовской инициативы является готовность арабских стран впервые признать Государство Израиль. Суть же инициативы - это предложения, на основании которых Израиль может подписать мирный договор с остальными арабскими государствами - Сирией, Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом, Марокко. Мотивы Саудовской Аравии достаточно просты: если она претворит план в жизнь, это сильно увеличит ее авторитет в арабском мире, а саудовские властители давно мечтают стать лидерами арабского мира.
Для израильского левого лагеря (леворадикальный оппозиционный блок МЕРЕЦ и фракция "новых левых" в коалиционной партии Труда) саудовский план - это долгожданный "спасательный круг", призванный заменить их полностью дискредитировавшие себя в глазах израильтян проекты - от "ословского процесса" до "женевской инициативы", провал которых практически лишает левые партии в обозримой перспективе надежды вернуть себе полноту власти в стране. Поэтому план саудитов, по мнению левых, следует принимать немедленно, а переговоры вести лишь о технических деталях его реализации.
Представители правого лагеря считают, что здесь в принципе нечего обсуждать, ибо саудовская инициатива - это еще одна попытка арабского мира добиться дипломатическими средствами того, что ему на протяжении последних 60 лет не удавалось сделать силой - ослабить Израиль настолько, чтобы он не смог сопротивляться внешнему давлению. Впрочем, часть умеренно-правого лагеря, мнение которого суммировал лидер парламентской оппозиции и председатель "Ликуда" Биньямин Нетаниягу (который, судя по опросам, имеет все шансы стать новым премьер-министром Израиля на февральских выборах 2009 года), также полагают, что Израилю следует использовать саму готовность арабов признать Израиль как данность и обсуждать условия будущего решения. Однако, коль скоро мир с Израилем, как условие урегулирования палестинской проблемы, нужен арабам намного больше, чем Израилю, он вполне может добиваться внесения корректив в саудовские предложения еще до начала переговоров. По мнению представителей израильского правого лагеря, "в конце концов, саудовские арабы вдруг стали "продуктивны" только потому, что почувствовали стратегическую и геополитическую угрозу со стороны Ирана".
Для анализа будущей политики США на Ближнем Востоке в Иерусалиме считают важным учесть и меморандум, опубликованный в прошлую пятницу в "Washington Post" Збигневым Бжезинским (который был советником по национальной безопасности у президента Картера) и Брентом Скоукрофтом (занимал тот же пост в администрациях Джорджа Буша-старшего и Джеральда Р. Форда). Советники рекомендуют Обаме не терять времени и максимально поддержать "саудовскую инициативу" в первые 6-12 месяцев своей президентской каденции. В меморандуме будущему президенту советуют уделить повышенное внимание проблеме ближневосточного урегулирования. Главные четыре пункта, которые, скорее всего, возьмет Барак Обама на вооружение, следующие: возвращение, с незначительными коррективами, к границам 1967 года; компенсации палестинским беженцам, как замена права на возвращение; Иерусалим - "общий дом" для столиц двух государств; демилитаризация будущего палестинского государства.
Во время посещения Израиля в июле Барак Обама облетел на вертолете Иудею и Самарию. Сопровождавшие его министр обороны Эхуд Барак и глава МИД Ципи Ливни показали будущему президенту США, как могли бы пройти границы между Израилем и государством Палестина. Данная поездка выделялась своей исключительностью. Во-первых, она подчеркивала особый характер американо-израильских взаимоотношений: тогдашний лишь кандидат в президенты США публично выступил с обязательствами, относящимися к обеспечению безопасности еврейского государства: "Я здесь для того, чтобы укрепить особые отношения, сложившиеся между США и Израилем. ... Безопасность Израиля является одной из моих задач. Надеюсь, я эффективно справлюсь с этим, как сенатор, или как президент", - сказал Обама. Во-вторых, пикантность визиту добавлял тот факт, что Обама, исповедующий христианство, имеет мусульманские корни. Это настораживало израильтян, а вместе с ним и избирателей-евреев в США, особенно на фоне заявлений Обамы о необходимости наладить прямой диалог между Тегераном и Вашингтоном, перспектива чего также пугает Израиль. В то же время в мусульманских странах и среди американцев, исповедующих ислам, происхождение Обамы, напротив, могло сыграть позитивную роль на выборах. Поэтому задачей Обамы было не только продемонстрировать свое умение ориентироваться во внешней политике и в вопросах безопасности, но и одновременно постараться привлечь еврейское лобби, не теряя при этом симпатии мусульман. С этой точки зрения, принимая во внимание мусульманские корни новоизбранного президента США, в Израиле, стране, находящейся в состоянии конфликта с большинством стран арабского мира, подобного кандидата в президенты США встречали с нескрываемым скептицизмом.
Выступая 4 июня на конференции AIPAC (израильского лобби в США), Барак Обама произнес самую произраильскую речь за всю свою политическую карьеру: "Став президентом, я буду выполнять меморандум о взаимопонимании, который предоставляет Израилю 30-миллиардную поддержку в ближайшие десять лет. Это инвестиции в безопасность Израиля, которые никогда не получит другая страна. Мы должны экспортировать военное оборудование нашему союзнику Израилю на тех же принципах, что и НАТО", - заявил Обама, перекрикивая овации. Он заверил собравшихся, что ни за что не сядет за стол переговоров с ХАМАС, пока тот не признает право Израиля на существование и не прекратит насилие.
Сложно сказать, есть ли у Барака Обамы и его внешнеполитических советников такие идеи и насколько центральное место в их программе занимают проблемы Ближнего Востока вообще. Однако уже одно то, что Барак Обама не собирается начинать на Ближнем Востоке войну для установления "нового мирового порядка", свидетельствует в пользу того, что его правление может оказаться для Израиля, куда большим благом. Главное, Обама считает израильско-палестинскую проблему приоритетной, и намерен начать работу над ее решением довольно скоро. "Серьезные" обязательства новоизбранного президента США не означают, что он незамедлительно начнет проведение важной международной конференции. Не сомневаюсь, что он не захочет тратить значительный политический капитал и время на ближневосточный процесс мирного урегулирования, когда его внимания требует такое большое количество других приоритетных проблем. Тем не менее, отложить израильско-палестинскую проблему в долгий ящик было бы неправильно. И дело не в том, что она является ключевой для урегулирования всех других вопросов на Ближнем Востоке. Дело в том, что относительно спокойная в данный момент ситуация все равно остается взрывоопасной, нестабильной и катастрофической. Если проигнорировать данную проблему, когда все спокойно - она обязательно вернется на повестку дня, взорвавшись в самый неподходящий момент.