Старший научный сотрудник The Heritage Foundation (США), политолог Ариэль Коэн специально для Trend
Несмотря на бушующий экономический кризис и падение цен на нефть, Россия продолжает глобальное дипломатическое наступление, которое имеет явную антиамериканскую направленность. В конце ноября президент Дмитрий Медведев совершил недельную поездку по Латинской Америке, демонстрирующую растущий стратегический размах России и ее политическое влияние в регионе, который считается сферой влияния США. На фоне актуального вопроса глубокого экономического спада и попытки сближения с новой администрацией Обамы, по всей вероятности, Кремль чувствует задор для геополитических азартных игр в 2009 году. Москва планировала визит Медведев в преддверии XVI саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Лиме, Перу. По словам кремлевских чиновников, президент Медведев имел исключительно экономическую повестку дня, что странно, учитывая, что экономика находится в ведении премьер-министра Владимира Путина, а Медведев, как предполагалось, обсуждал российскую внешнюю и оборонную политику. Геополитические мотивы ясны. Для стимулирования торговли президенту не нужно продавать ядерный реактор в технологически отсталую Венесуэлу и оплачивать личное посещение Уго Чавеса и братьев Кастро на Кубе. Визиты на Кубу и в Венесуэлу - основные региональные противники Америки - наглядно продемонстрировали антиамериканские амбиции России и желание возродить "особые отношения" с этими странами Латинской Америки, заброшенные после окончания "холодной войны". Для Москвы и Каракаса эта встреча была шансом продемонстрировать отношения дяде Сэму. Кроме того, Медведев демонстрирует способность России действовать на "заднем дворе" США - ответ на американскую поддержку Грузии во время августовской военной конфронтации. Кроме того, это является еще одним шагом по возвращению к советскому стилю глобального проецирования силы, хотя и в гораздо меньших масштабах, чем в ХХ веке.
Совместные военно-морские маневры Россия и Венесуэла провели совместные военно-морские учения VenRus-2008 1-2 декабря, после визита Медведева в ноябре в Каракас. Недовольная присутствием военных кораблей НАТО в Грузии в августе и сентября, Россия направила свою собственную эскадрилью на Карибское побережье Венесуэлы. На маневры Москва отправила атомный ракетный крейсер "Петр Великий", противолодочный истребитель "Адмирал Чабаненко" и два вспомогательных судна (танкер и спасательный буксир - на всякий случай). Венесуэла предоставила 12 военных кораблей, включая три фрегата и десантный корабль, и эскадрилью из истребителей Су-30. Корабли практиковали совместные тактические маневры, спасение судов в чрезвычайных ситуациях и дозаправку в этом процессе.
Тем не менее, маневры создавали впечатление демонстрации силы, а не военно-морской подготовки. Находящийся в отставке адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий российским Черноморским флотом и член Государственной Думы Российской Федерации, сообщил "Коммерсант" о том, что использование тяжелого ракетного крейсера, и противолодочного корабля для инспекции и спасательных операций "бессмысленные расходы".
Другим символическим движением было то, что русский эсминец "Адмирал Чабаненко" пересек Панамский канал впервые после Второй мировой войны. Корабль посетил военно-морскую базу Панамской Бальбоа (бывший американский военно-морской узел, известный под именем Родман). Военно-морские маневры России по всему земному шару, такие, как предстоящие в январе с Индией, являются иллюстрацией глобальных амбиций Москвы. Тем не менее, это может быть дорогостоящим стремлением. Бушующий экономический кризис оставляет Россию с ограниченными средствами для таких глобальных игр.
Военное сотрудничество и сотрудничество в области энергетики
Как уже упоминалось, венесуэльские истребители "Сухой", купленные у России, участвовали в этом мероприятии. Сегодня Каракас, заменив Индию и Китай, является крупнейшим импортером российского вооружения. С 2005 года крупные сделки по оружию, превышающие 4,4 миллиарда долларов США, включали радиолокационное оборудование, самолеты "Сухой-30", вертолеты, танки, до 100 000 автоматов АК-47 и заводы для производства автоматов Калашникова.
Помимо военного сотрудничества, Россия поможет Венесуэле построить свой первый ядерный реактор. В технологически отсталой и богатой энергетическими ресурсами Венесуэле этот проект может быть ненужной и опасной инициативой. Каракасу не хватает опыта для безопасной и надежной ядерной программы, но у него достаточно природного газа и тяжелой нефти для удовлетворения своих энергетических потребностей. Разработки ядерного оружия президентом Уго Чавесом были бы безответственной и дестабилизирующей инициативой.
Более того, если Венесуэла будет двигаться в направлении военной ядерной программы, это может спровоцировать гонку ядерных вооружений в Латинской Америке, Венесуэла уже соперничала в ядерных вооружениях с Аргентиной и Бразилией в 1970-х и 1980-х годах. Это схоже с тем, что может спровоцировать Иран на Ближнем Востоке, где Саудовская Аравия, Египет и Турция могут ответить собственными ядерными программами, если Иран еще более приблизится к развертыванию ядерных зарядов. Бразилия и Аргентина не будут сложа руки наблюдать за укреплением ядерного потенциала Венесуэлы.
В ходе визита президенты двух стран договорились учредить совместный банк развития в размере 4 миллиарда долларов, а также отменить визовый режим между двумя странами.
Российские компании также будут помогать в добыче нефти и других минеральных ресурсов в Венесуэле. В частности, "Газпром" и венесуэльская государственная нефтяная компания "Петролеос де Венесуэла" (PDVESA) намерены совместно работать в гигантском нефтяном бассейне Ориноко. Кроме того, Каракас сотрудничает с Москвой в разведке газа и в создании газового картеля с участием Ирана и Катара.
С тех пор, как Чавес вытеснил западные международные нефтяные компании, Венесуэла не может рассчитывать на западные деньги и технологии. Но Россия и Китай готовы вести бизнес, не обращая внимания на авторитарные формы правления команданте. В русский "пакет" входит доступ к рынкам вооружения и к модели "авторитарного капитализма". Кроме того, как Россия, так и Венесуэла отчаялись увидеть рост цен на нефть, что так важно для поддержи их режимов. Инициатива России о возможности присоединения к ОПЕК хорошо сочетается с осью Москва-Каракас. Тем не менее, Кремль, возможно, не будет вести ту же игру, что команданте Чавес.
Геополитические последствия
Несмотря на то, что Москва и Каракас разделяют позиции антиамериканизма, их геополитические повестки дня во многом расходятся. Уго Чавес стремится к стратегическому союзу с Россией, к совместным выступлениям против "империализма янки". Некоторые наблюдатели, однако, отметили, что Дмитрий Медведев был осторожнее в своих словах и поступках. Он, вероятно, хочет направить приступающей вскоре к обязанностям администрации Обамы сигнал о том, что Кремль может быть готов к новой странице в отношениях с Вашингтоном.
Тем не менее, мировой финансовый кризис может препятствовать исполнению Россией своих обязательств в таких крупных проектах, как энергетический консорциум с Венесуэлой и строительство регионального трансконтинентального трубопровода. Москва может отложить эти проекты на неопределенный срок. Таким образом, политический эффект от поездки Медведева в Латинскую Америку может оказаться менее впечатляющим, чем ожидалось в Москве.
Если Москва и Вашингтон надеются на потепление в отношениях и если не последует никаких военных действий (как, например, постоянные российские военные базы или возможный разведывательный объект, как в Лурде, на Кубе), маневры останутся лишь шагом в геополитических шахматах, которые могут увеличить силу Москвы. Усиление присутствия в Латинской Америке - способ Москвы создать рычаги влияния, чтобы получить дальнейшие уступки от Вашингтона. Москва накапливает фишки для игры, если Вашингтон захочет играть.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend