Старший научный сотрудник The Heritage Foundation (США), политолог Ариэль Коэн специально для Trend
Хотя 2008 год был для Азербайджана очень плодотворным, Кавказ в целом пережил шок, когда танки России вошли в Грузию. Это событие было одним из признаков ухудшения безопасности в Евразии и на Ближнем Востоке. После газового противостояния и войны в Газе люди с замиранием сердца ждут, что еще может произойти.
В мировой экономике наблюдается сильнейшая рецессия с начала 1980-х годов. Бывшие противники в "холодной войне" - США и Россия - достигли самой низкой точки в своих отношениях с момента смерти Юрия Андропова в Кремле в 1983 году. Тем не менее, если вы считали, что 2008 год закончился крушением, просто посмотрите, как события будут разворачиваться в 2009-м.
Мировые державы будут заняты поиском путей выхода из экономического кризиса. Инаугурация Барака Обама 20 января в некоторых средствах массовой информации может рассматриваться как знак надежды для Америки и Европы, но только на какое-то время.
В России, Китае и на Ближнем Востоке надежды на нового американского президента не так велики, как в США. Правительства этих стран надеются избежать широкомасштабных социальных волнений, когда заводы, обеспечивающие людей работой, будут закрываться. Кроме того, производители нефти надеются, что цены на нее поднимутся хотя бы до $ 70-75, чтобы пополнить свою опустевшую казну.
Для Барака Обамы экономика будет главным приоритетом. Его успех в борьбе с нынешним спадом в экономике в значительной степени будет определять исход выборов в Конгресс США в 2010 году и его собственные возможности для переизбрания в 2012-м.
До сих пор экономические показатели США вызывают разочарование, особенно в этих двух секторах американской экономики: в автомобильной промышленности и жилищном строительстве. Детройт находится на грани дефолта. Производство автомобилей в США сократилось более чем на 30 процентов (сравнимо со спадом в Японии).
В среднем, потребители в США покупали примерно 12 миллионов автомобилей в год, половина которых была американского производства. Сокращение авторынка на треть означает, что продажи на внутреннем рынке сократились с шести до четырех миллионов единиц. Это, в свою очередь, привело к резкому спаду в смежных отраслях, таких, как производство запчастей, пластмассы, электроники и стали.
В результате работники этих отраслей будут иметь ограниченные средства для новых домов, машин, техники, поездок и даже медицинского страхования. Большое количество кредитных работников и посредников по продаже недвижимости потеряют свои рабочие места. Нехватка капитала станет причиной банкротства мелких компаний. Таковы реалии кризиса.
Барак Обама должен будет делать многомиллиардные "вливания" в экономику. Обама говорит, что планирует снизить налоги, как и Джордж Буш. Вместе с тем, Обаме нужно будет финансировать сокращение этих налогов. Он должен будет или сократить бюджетные расходы, или взять больше денег у Китая и других государств через продажу американских казначейских облигаций. Увеличение дефицита и долга не является хорошим решением проблемы. У нового президента есть очень ограниченные возможности для предотвращения катастрофы.
Этот год будет еще более трудным для американской внешней политики. Повестка дня Вашингтона на 2009 год включает в себя вывод войск из Ирака, попытку ликвидации "Аль-Каиды" и движения "Талибан" в Афганистане. США также будут пытаться предотвратить войну между Индией и Пакистаном и остановить попытки Тегерана приобрести ядерное оружие. Соединенные Штаты по-прежнему будут стремиться к установлению мира между израильтянами и палестинцами.
Белый дом также будет пытаться найти общий язык с Кремлем и вести переговоры о подписании нового договора о разоружении вместо Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок действия которого истекает 5 декабря 2009 года. В то же время, весьма реальна опасность возникновения новых угроз безопасности, исходящих от террористов по всему миру.
Тем временем, Китай (а не Россия), может расширить свое влияние в таких регионах, как Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Казахстан и Туркменистан.
В то же время у Китая есть много внутренних проблем. Двести миллионов китайцев принадлежат к среднему классу - у них есть автомобиль, компьютер, холодильник, возможно, квартира. Двадцать пять-тридцать процентов населения живут ниже среднего, а остальные семьдесят процентов живут в полной нищете. Ранее активное развитие промышленности в китайских приморских городах привлекало людей множеством рабочих мест, но в настоящее время замедление темпов экономического роста означает отсутствие рабочих мест, вида на жительство и вынуждает людей возвращаться в голодные деревни.
Коммунистическая номенклатура Поднебесной империи, которая больше не представляет интересов "рабочего класса, крестьян, солдат и бизнесменов- патриотов", опасается возможных волнений среди разочаровавшихся мигрантов.
А что же Россия? Благодаря высоким ценам на нефть Москва накопила значительные валютные резервы для реализаии своих глобальных амбиций. В начале 2008 года Кремль призвал пересмотреть глобальную геополитическую и экономическую архитектуру для отражения реалий "многополярного" мира. Китай, который будет иметь ключевые преимущества от этого преобразования, безмолвно поддерживал этот курс.
Тем не менее, глобальный финансовый кризис начал истощать нефтяное богатство России. Многие надеялись, что Кремль и Белый дом откроют новую страницу в своих отношениях после инаугурации Барака Обамы. Кроме того, экономический кризис мог бы помочь двум странам найти общие интересы; ни Москва, ни Вашингтон не могут позволить себе расходы на новую "холодную войну". Цена противостояния является слишком высокой.В то же время Кремль готовится к "асимметричному ответу". В декабре 2008 года Москва впервые сделала официальный шаг в направлении ОПЕК, заявив о своей готовности к сокращению добычи нефти и экспорта. Этот шаг, вместе с ведомым Россией "газовым ОПЕК", вызовет трения с Западом, поскольку все больше потребителей энергии оказываются в опасности быть заложниками споров по поставке, как, например, текущий спор между Россией и Украиной. Европа буквально дрожит оттого, что российский газ может не поступить. В такой трудный год, как 2009, Россия и США, Китай и Европа, арабы и израильтяне, сунниты и шииты должны снизить враждебное отношение друг к другу и стремиться к сотрудничеству. Тем не менее, узкие интересы и ограниченность преобладают, что делает новый 2009 год одним из самых опасных со времен окончания "холодной войны"
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend