...

ЮНИСЕФ поддерживает открытие в Азербайджане несколько детских судов до 2015 года - глава бакинского офиса Марк Гервард (ИНТЕРВЬЮ)

Политика Материалы 4 февраля 2010 09:00 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 3 февраля /корр. Trend Е. Остапенко/

Эксклюзивное интервью Trend с представителем ЮНИСЕФ в Азербайджане Марком Гервардом (Mark Gervard)

- Каковы приоритеты деятельности ЮНИСЕФ в 2010 году в Азербайджане?

- Нынешний год - переходный: ЮНИСЕФ готовит новую программу сотрудничества на последующие пять лет (2011-2015), в течение которых мы продолжим работу над действующими проектами, внедряя также и новые тенденции.

Мы продолжаем работать над проблемой детской смертности. В прошлом году был проведен специальный тренинг, от которого мы ждем улучшения ситуации с новорожденными.

Продолжается работа в области питания. Мы успешно сотрудничаем с министерством здравоохранения в борьбе с заболеваниями, вызванными йододефицитом, с такой страшной болезнью, как малокровие у детей и беременных женщин (треть их страдает от этого заболевания).

Мы также работаем в области предотвращения распространения ВИЧ и СПИД, представляющих серьезную угрозу для молодых людей из-за недостаточности информации о том, как избежать заражения.

В целом мы стараемся проводить более активную работу с молодыми людьми. Многие из тех молодых ребят, с кем мне довелось встретиться, поделились со мной тем, как сложно им найти продуктивное занятие, полезное и для общества. Мы ищем пути помощи молодым людям в направлении их энергии и вдохновения в нужное русло.

ЮНИСЕФ продолжает работу в области дошкольного образования. Число детей, имеющих возможность посещать дошкольные учреждения, незначительно - около 20 процентов. Для улучшения этой ситуации и повышения качества дошкольного образования ЮНИСЕФ работает совместно с министерством образования.

Мы также ведем работу в области базового образования, поддерживая создание в школах располагающей для детей атмосферы (где центром интересов является ребенок) и сотрудничая с преподавательским составом и школьной администрацией, имея крепкую Ассоциацию родителей и учителей. Вовлечение родителей в процесс образования детей приносит хорошие плоды. Деятельность Ассоциации направлена на создание необходимых для школ фондов и обеспечение их прозрачного использования.

Вот уже несколько лет мы работаем над созданием системы по защите детей, подразумевающей не только ювенальную реформу, но и контролирующую правильное обращение с детьми, нарушившими закон, ставшими жертвами преступления или свидетелями. Частично наша работа заключается в том, чтобы удостовериться в правильном обращении с ребенком, в том, чтобы его не помещали в ужасную, пугающую атмосферу комнат допроса полиции, судов и т.п., что не рассчитано на детское восприятие.

Важной частью нашей работы является деинституционализация. Сейчас необходимо понять, какого рода поддержка необходима, чтобы дети имели возможность оставаться в семье. В отсутствие поддержки со стороны общества решение родителей отдать ребенка на попечение государства можно понять. Мы пытаемся исключить ситуацию, в которой возможно принятие подобного решения, предлагая помощь.

Новым направлением деятельности ЮНИСЕФ в этом году будет работа с детьми-инвалидами. В прошлом году Азербайджан ратифицировал Конвенцию по защите прав детей-инвалидов, и в следующем году должен будет представить отчет в соответствующие органы. Мы стремимся работать совместно с правительством, оказывая всевозможную помощь.

Работа ведется с раннего этапа, когда необходимо пресечь условия, предрасполагающие к тому, что дети становятся инвалидами, и найти способы решения этой проблемы. Наша деятельность направлена и на помощь детям с ограниченными физическими возможностями в вовлечении в образовательный процесс. Также необходимо развивать систему защиты таких детей.

- Как Вы оцениваете процесс ювенального реформирования в Азербайджане?

- Парламентом был внесен и сейчас обсуждается новый закон о ювенальной юстиции. Я весьма удовлетворен тем, что парламент серьезно подходит к этому вопросу, не пытаясь поспешно оформить закон на бумаге. Сейчас рассматривается вопрос, как этот закон будет реализовываться, как будет разрабатываться план действий. Несмотря на мое постоянное желание ускорить происходящие события, процесс, который сейчас идет, я бы оценил как позитивный, честный, когда люди пытаются сделать свою работу качественно.

Помимо ювенальной юстиции, перемены заключаются в том, чтобы помочь подросткам избежать суда с помощью Центров по работе с детьми (Diversion Centre) и рассчитанных специально для детей комнат допросов. Все это чрезвычайно важно. Мы хотим убедиться, что за основу принята правильная модель, и надеемся, что вскоре государство решит, что действительно нуждается в такого рода центрах для защиты детей по всей стране. Думаю, что это не за горами.

- Предусматривает ли ювенальная реформа в Азербайджане создание отдельного суда для детей?

- Этот вопрос будет рассматриваться в рамках программы сотрудничества на следующие пять лет. Мы планируем создать около четырех-пяти судов по рассмотрению дел несовершеннолетних. Это будут обычные суды, но адаптированными специальной секцией для детей. Сами комнаты не будут кардинально отличаться. Отличаться будет процесс ведения судебного дела.

Согласно опыту других стран, чем более специализированное судебное помещение вы создаете, тем меньше подобных помещений можно оборудовать. Таким образом, можно открыть прекрасный детский суд в Баку, но тогда не удастся открыть еще несколько в других районах страны. Мы предпочитаем иметь менее идеальные учреждения, но в большем количестве.

- Как действуют так называемые Центры по работе с детьми (Diversion Centre) ЮНИСЕФ?

- Сейчас действует только один такой центр в Баку. Изначально он служил лишь для работы с детьми, обвиняемыми в совершении преступлений. Сейчас же работники центра обходят школы, интересуясь наиболее сложными учениками. И таким детям оказывается помощь. То есть работа этого центра заключается в превентивных мерах - не допустить того, чтобы ребенок оступился по жизни, а также в помощи детям, уже совершившим преступление.

Если несовершеннолетний совершил преступление, то ответственность за это возлагается не только на него. Это сигнал о том, что есть проблемы в самой системе, в обществе, в семье, в школе и т.д. Где-то что-то не сработало. Предотвратить проблему на первоначальном этапе - наилучшее решение данного вопроса. Уголовное преследование несовершеннолетних и их содержание в тюрьме обходится очень дорого. Намного более эффективным инвестированием денег было бы возвращение на более ранний этап возникновения проблемы и ее пресечение на этом этапе.

- Как ЮНИСЕФ сотрудничает в вопросе защиты прав детей с общественными организациями? Насколько плодотворно это сотрудничество?

- Мы работаем с целым рядом НПО. Некоторые из них входят в Национальную ассамблею молодежных организаций Азербайджана (NAYORA), некоторые - в Альянс по защите прав детей. Мы сотрудничаем с НПО по множеству вопросов - экономические исследования, ювенальная реформа, вовлечение молодежи. Мы тщательно отбираем НПО, наиболее подходящую для выполнения работы.

Неправительственные организации в Азербайджане еще молоды по сравнению с некоторыми другими странами, где мне довелось работать. В стране еще не так много НПО и они не обладают большим влиянием. Но в этих организациях работают замечательные люди, преданные своему делу.

- Как Вы считаете, есть ли сегодня необходимость в усовершенствовании законодательства Азербайджана в вопросе защиты прав детей?

- В Азербайджане хорошая законодательная база в области прав детей, но прогресс в некоторых областях необходим. К примеру, в Семейный кодекс, пересмотренный в прошлом году, необходимо внесение изменений относительно возраста вступления в брак - повышение его до 18 лет, что мы полностью поддерживаем.

Есть и другие положения, которые помогут поддерживать деинституционализацию, в частности, предоставление социальных услуг на уровне общины. Когда Семейный кодекс был изначально создан, не было понятия социальных работников для оказания помощи семьям, оказавшихся в трудной ситуации. Но такая помощь необходима, так как иначе Семейный кодекс не будет содержать эти нововведения.

Мы также весьма озабочены по поводу законодательства о бытовом насилии. Это очень важный и очень сложный вопрос, потому что может легко возникнуть недоразумение в связи с тем, что традиционно допустимо в стране и каковы международные стандарты. Все согласны, что насилие неприемлемо. Некоторые говорят, что их культура не позволяет насилие, и поэтому нет необходимости принимать специальный закон. Я думаю, что значительным шагом вперед будет принятие Азербайджаном этого закона.

- Какое участие ЮНИСЕФ принимает в создании в Азербайджане института детского омбудсмана?

- ЮНИСЕФ ведет переговоры с правительством по этому вопросу уже длительное время. Это была рекомендация Комитета по правам ребенка при оценке прогресса по Конвенции о правах ребенка. Это нелегкий вопрос. Хотя каждый согласится, что иметь отдельного омбудсмана по делам детей - хорошая идея, и многие страны придерживаются такой позиции, однако не все. Возникает вопрос, как эти несколько омбудсманов должны координировать свою работу. Происходит дублирование их мандатов. Подотчетен ли один омбудсман другому, или они отчитываются перед парламентом в индивидуальном порядке?

Даже если не создан институт детского омбудсмана, чрезвычайно важно продолжение диалога, так как это подчеркивает, насколько важны дети. В то же время нынешний омбудсман в Азербайджане уделяет большое внимание проблемам детей, поэтому вопрос о создании должности отдельного омбудсмана не стоит так остро как в других странах.

- ЮНИСЕФ совместно с правительством Азербайджана осуществляет в стране проект по деинституционализации (создания альтернативной системы устройства детей). Что было предложено правительству для решения данной проблемы? И справляется ли Азербайджан с возложенными на него обязательствами?

- Правительство Азербайджана уверенно ведет работу в области деинституционализации. В частности, министерство образования открыло специальный отдел по защите детей. По поручению президента, они ведут этот процесс и работают очень активно. В работе по деинституционализации скоординированы усилия министерств труда и социальной защиты, здравоохранения и других ведомств.

Таким образом, в этом году мы будем работать с министерством образования в качестве координатора и другими министерствами для того, чтобы выявить, какие именно социальные услуги необходимо предложить на уровне общины, чтобы предоставить детям возможность вырваться из этой постоянной опеки. Но это инициатива правительства, которую мы лишь поддерживаем, помогая процессу.

- Многие международные гуманитарные институты в последние годы постепенно сокращают, а некоторые и вовсе прекратили финансирование крупных проектов в Азербайджане, сославшись на экономическую самодостаточность страны. Ведет ли ЮНИСЕФ переговоры с правительством Азербайджана для привлечения правительственных средств на реализацию своих проектов?

- ЮНИСЕФ не ждет финансирования от правительства в своих проектах. Мы помогаем правительству делать то, что они должны делать. Как правило, мы не берем деньги у правительства, чтобы затем снова предоставить их для помощи в различных проектах. В некоторых исключительных случаях такое происходит, но это не является нашей политикой. Общая политика заключается в попытке мобилизовать денежные средства из частного сектора Азербайджана, а также из оставшихся международных доноров.

Большие сокращения происходят от тех доноров, которые считают, что им не нужно финансировать большие статьи расходов, так как они финансируются самим правительством. Я все еще надеюсь, что мы можем привлечь финансирование, необходимое для осуществления нашей работы. Помимо этого, у нас есть и определенные поступления из штаб-квартиры, которые более или менее стабильны.

- Международное сообщество после землетрясения на Гаити критикует ООН, в том числе и ЮНИСЕФ в неподготовленности к такого рода чрезвычайным ситуациям. На каком уровне сегодня степень подготовленности ЮНИСЕФ в Азербайджане к такого рода ситуациям? Какая работа ведется в этом направлении?

- Я бы не сказал, что мы не были готовы в случае Гаити. Катастрофа была невероятных масштабов, и никто не мог предпринять иных действий. Были разрушены практически все транспортные сообщения, в том числе порт и аэропорт. В такой ситуации немногое можно предпринять. И если даже вы готовы, это просто физически невозможно.

Мы уже приступили к переговорам с министерством по чрезвычайным ситуациям Азербайджана, чтобы убедиться, что у нас единое понимание ситуации. Согласно программе сотрудничества на следующие пять лет, мы планируем проводить больше мероприятий, чтобы объяснить детям, что необходимо делать при чрезвычайных ситуациях. МЧС уже работает над этим. Мы наблюдаем за их работой, чтобы при необходимости помочь, поделившись опытом других стран.

Тэги:
Лента

Лента новостей