Эльмира Таривердиева, обозреватель Европейской редакции Trend
Состоявшийся в конце прошлой недели официальный визит президента Дмитрия Медведева в Азербайджан внес ясность в вопрос о российской военной базе в Гюмри, который вызвал множество обсуждений в последнее время.
Россия и Армения подписали протокол о внесении изменений в двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри от 1995 года, касающихся продления срока действия документа. Срок действия договора 1995 года составлял 25 лет, теперь документ будет действовать 49 лет (начиная с 1995 года).
Однако главный вопрос у Азербайджана возник в связи с интерпретацией данного договора Ереваном.
Во время визита Медведева в Армению в конце августа президент Армении Серж Саргсян на совместной с российским коллегой пресс-конференции заявил, что подписанным протоколом расширяется "географическая и стратегическая ответственность" российской базы, и в период пребывания на территории Армении кроме функций защиты интересов РФ она будет обеспечивать совместно с вооруженными силами РА безопасность этой страны.
Не ясно, почему господин Саргсян с таким воодушевлением говорил об обеспечении безопасности своей многострадальной родины. От кого необходимо защищать Армению? Сегодня этой стране в военном плане не угрожает ни одно государство. Что же касается вмешательства российских солдат в случае военного сценария развития событий вокруг оккупированных Арменией азербайджанских земель, то тут господин Саргсян должен быть скромнее в своих ожиданиях. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - юридически территория Азербайджана, причем это признается абсолютно всеми государствами, существующими в современном мире. И вряд ли Россия захочет вмешиваться во внутренние дела своего стратегического партнера на Южном Кавказе. Отношения России с Азербайджаном невозможно сравнивать с отношениями Москвы и Тбилиси, так что рассчитывать на повторение августа 2008 в отношении Баку, армянам не приходится.
Москва просто вынуждена считаться с растущей ролью Азербайджана в регионе. Россию интересует в первую очередь экономическое и энергетическое сотрудничество с Азербайджаном, что продемонстрировали последние соглашения в газовой сфере. Во время визита Медведева в Азербайджан был подписан договор SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) с "Газпромом" о том, что с 2011 года Россия удвоит закупки азербайджанского газа до 2 миллиардов кубометров в год.
Не самый выгодный для Москвы экономически, договор преследует цель минимизировать возможность допуска азербайджанского газа в конкурирующий с российским трубопроводом "Южный поток" газопровод "Набукко", за которым стоят страны Евросоюза.
Кроме того, Баку важен для России и в качестве стабилизирующего фактора на Северном Кавказе.
Поэтому неудивительно, что для Москвы ссориться с Азербайджаном в угоду интересам Армении крайне неконструктивно.
И президент Медведев дал это четко понять на совместной пресс-конференции со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, где заявил, что соглашение, подписанное в Ереване о продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри (Армения), направлено на обеспечение мира и стабильности в Закавказском регионе. "В нем нет ничего принципиально нового, оно означает только одно - срок пребывания этой базы соответственно увеличивается на определенное количество лет", - заявил он.
На самом деле российская военная база на Южном Кавказе преследует намного более важные цели, чем обеспечение безопасности Армении, и странно, что в Ереване этого не понимают.
Продлением срока дислокации базы в Гюмри власти России дают понять Западу и другим государствам, что Закавказье не может быть использовано в борьбе против Ирана, к которому Москва относится намного более лояльно, чем Вашингтон и страны Евросоюза.
Кроме того, продление срока аренды базы на Южном Кавказе дает и еще один четкий мессидж - о расширении влияния России в регионе и об укреплении позиции Кремля в зоне "привилегированных интересов".
Вопрос долгосрочного присутствия российской базы намного шире, чем теоретическая защита Армении от мнимых угроз. Думать, что все мысли Москвы сосредоточенны на деле успокоения Еревана, по меньшей мере, наивно. И чем раньше Армения смирится с этой мыслью, тем более конструктивно она сможет подойти к решению множества существующих проблем, в том числе и с соседями.