Аслан Асланов - Генеральный директор АзерТАдж
О силе и авторитете государства можно получить представление из различных доступных источников. О них могут свидетельствовать статистические данные, оценки и заключения авторитетных экспертов и мозговых центров, успехи и достижения граждан на мировых спортивных аренах и даже сценах известных концертных залов (ведь, согласитесь, все это требует государственных вложений и внимания со стороны руководителей, что не каждая страна может себе позволить), и многое другое.
Однако есть еще один индикатор, по которому можно судить о растущем авторитете государства - это уверенность и решимость, с которыми лидер страны выступает с трибун мировых форумов, саммитов и международных организаций. Вряд ли руководитель государства, не пользующийся поддержкой своего народа и авторитетом в мире, имеющий сомнительную легитимность или серьёзные экономические трудности и политическую нестабильность в стране, может чувствовать себя уверенно и решительно выступать с подобных трибун, когда на него направлены взоры десятков его коллег из индустриально развитых мировых держав и объективы ведущих информационных агентств. Есть определённый психологический груз, который постоянно давит на руководителей государств-изгоев, так называемых "форпостов", которыми легко можно манипулировать, вызывать "на ковёр" к их зарубежным хозяевам, без особого труда давить и шантажировать, превращая в глазах своих же граждан в марионеток, которых можно только стыдиться. Этот психологический груз, осознание собственной ущербности никогда не позволят им чувствовать себя (и, тем более, выступать) уверенно, и в компании коллег они всегда будут ощущать себя как бы "не в своей тарелке", с вечно преследующим комплексом неполноценности.
В то же время лидеры государств, которые демонстрируют завидные успехи во всех сферах и развиваются даже тогда, когда весь мир (в том числе и развитые страны) стонет под ударами финансово-экономического кризиса, как правило, чувствуют себя и выступают уверенно не только дома, в родных стенах, но и на различных многосторонних саммитах за рубежом.
Если проанализировать итоги прошедшего 24 апреля в Праге саммита, посвящённого пятилетию программы "Восточное партнерство", то с удивительной точностью, как по лакмусовой бумажке, можно выявить, кто есть кто, какое государство является региональным лидером, а какое - "изгоем", место которому - задворки истории.
На этом саммите президент Армении Серж Саргсян продемонстрировал верность своим принципам - политическое лицемерие, неискренность, склочность. Он вновь прибег к излюбленному методу - устроить скандал за спиной, боясь смотреть прямо в глаза оппоненту, избегать честных разговоров, клеветать.
Воспользовавшись отсутствием на встрече в верхах представителя Турции, президент Армении попытался излить на присутствующих коллег всю свою желчь, обвинив турецкую сторону в "неконструктивности" и нежелании открыть границу с "ни в чем не повинной" и "многострадальной Арменией".
Подобный демарш Саргсяна явно был "домашней заготовкой", ибо он точно знал, что формат Пражского саммита не предполагает участия Турции. Стало быть, рассуждал армянский президент, поднаторевший в примитивных политических интригах, можно будет изобразить из себя "крутого парня" перед собственными гражданами. Чуть забегая вперед, заметим, что сразу после своего пражского позора Саргсян вновь продемонстрировал всему миру справедливость поговорки о том, что "горбатого только могила исправит". На следующий день он, как говорится, "поймал" момент, чтобы "ответить" Ильхаму Алиеву. Как всегда - за глаза. Так может поступать только человек, не уверенный в своих силах, не умеющий сразиться на рыцарской, честной дуэли, словом, трус, которого презирают даже собственные граждане. Так ведет себя только тот, кто гордится убийством невинных и безоружных младенцев, женщин и стариков, заявляя, что таким образом он "ломал стереотипы".
Впрочем, недостойное поведение президента Армении в Праге не добавило ничего нового к его политическому и нравственно-психологическому портрету. Поэтому нет никакого смысла анализировать его поступки.
Беспрецедентность произошедшего в чешской столице заключается в другом: наверное, это был один из редчайших, если не первых в международной практике случаев, когда глава одного государства публично вступился за другую страну. И сделал это жестко, открыто, прямо, не облекая свои слова в дипломатическую обертку. Здесь точно не было предварительной подготовки, так как, хотя и можно было догадываться, о чем будет говорить армянский президент, однако предположить, насколько далеко он зайдет в своей, мягко говоря, неэтичности, было крайне трудно. Во всяком случае, для человека, привыкшего к цивилизованным отношениям. Четкая аргументация, принципиальная позиция и логика президента Азербайджана явно загнали в угол Саргсяна, которому нечем было ответить. Так как полемизировать честно он не научен, а отсутствие внятных доводов и вовсе поставило бы его в тупик.
Этот случай продемонстрировал и умение Ильхама Алиева быстро принимать единственно правильное решение в неожиданной ситуации. Своим примером (и не только в Праге) глава Азербайджанского государства показывает новую поведенческую линию в международных отношениях: верность дружбе, высокую нравственность, отказ от сложившегося годами стереотипа о том, что в политике нет друзей, а есть только интересы, помощь партнерам в трудную минуту без оглядки на то, что это может кому-то не понравиться. Это поступки самодостаточного лидера самодостаточного государства. Они вселяют надежду на то, что когда-нибудь в международной политике все же возобладают критерии нравственности и поведением лидеров будут двигать не только пресловутые интересы.
Не исключаю, что в будущем этот случай на Пражском саммите войдет в учебники по международной дипломатии и политологии со ставшей уже узнаваемой фразой: представителей дружественной страны нет за столом, но я здесь и я отвечу...
Президент Ильхам Алиев напомнил своим коллегам в Праге, почему именно Турция закрыла свои границы с Арменией. Ведь армянская сторона по обыкновению, говоря о последствиях чего-либо, "забывает" сказать и о причинах. "Граница Турции с Арменией была закрыта после оккупации в апреле 1993 года Кяльбаджарского района Азербайджана. А до этого из Нагорного Карабаха были изгнаны все азербайджанцы. Азербайджанцы составляли 30 процентов населения Нагорного Карабаха. До Кяльбаджара армяне в 1992 году оккупировали Шушу и Лачин. Вслед за этим они оккупировали Агдамский, Физулинский, Зангиланский, Губадлинский, Джебраильский - всего 7 районов Азербайджана, расположенных за пределами административных границ Нагорного Карабаха, что составляет 20 процентов признанной на международном уровне территории Азербайджана", - сказал он. И сколько бы Армения ни утверждала, что открытие Турцией границ и прекращение оккупации Карабаха - два "параллельных", "не связанных" между собой процесса, прошедшие годы еще раз показали, что раз граница до сих пор на замке, стало быть эти два вопроса - нравится кому-то или нет - связаны. Как можно удивляться тому, что армяно-турецкая граница до сих пор закрыта, в который раз ставить долгоиграющую пластинку о "непересекаемости" двух процессов? Разве Кяльбаджар уже освобождён? Разве устранена сама первопричина, по которой граница была закрыта? Разве армяне признали злодеяния, совершённые их предками в годы первой мировой войны против мирного мусульманского населения Анатолии и Кавказа, и согласилась на совместное изучение истории тех трагических лет? Нет! Армения продолжает избегать честного разговора, а предварительным условием совместного изучения исторических вопросов ставит признание так называемого "геноцида армян", что является нонсенсом в методике исторического исследования.
Глава Азербайджанского государства использовал трибуну Пражского саммита и для того, чтобы вновь призвать мировое сообщество к отказу от политики двойных стандартов. К сожалению, такой подход к одинаковым проблемам в различных уголках мира остается доминирующим в политике крупных держав и, в конечном итоге, приводит лишь к появлению новых конфликтов. Ведь совершенно очевидно, что если бы мир с самого начала осудил сепаратистов в Нагорном Карабахе и их покровителей, то не было бы разгула сепаратизма и в других точках мира. Вряд ли кто-либо решился на подобные преступления, если бы представителей самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской Республики" не привечали в европейских столицах и не подпитывали финансово. Политика двойных стандартов безнравственна и чревата новыми угрозами миру - таков был посыл президента Азербайджана международному сообществу. Эта тревога слышалась и в его словах: "Азербайджанский народ спрашивает: Почему в отношении Армении не применяются санкции? Почему делегацию Армении в Совете Европы не лишают права голоса и слова? Они оккупировали территории другой страны, нарушают нормы международного права, грубо нарушают 4 резолюции Совета Безопасности ООН, при этом не применяются никакие санкции, никакое наказание. Самозванные представители незаконного, криминального нагорно-карабахского режима получают визы в европейские столицы. Это невыносимо и этому должен быть положен конец".
Выступление Ильхама Алиева открыто показало и сложившуюся новую геополитическую реальность: крепкий союз двух расположенных в одном регионе сильных тюрских государств с мощной, не пострадавшей в результате глобальной рецессии экономикой, боеспособной армией, растущими авторитетом на международной арене и возможностями влияния на мировую политику. Равный союз, а не отношения старшего и младшего братьев. И это веский региональный фактор, с которыми не могут не считаться, в том числе и Армения. Этот союз скреплен не только общностью этнокультурных корней, но и совместной реализацией энергетических проектов глобального значения, формированием транспортного коридора, который в перспективе соединит Азию и Европу. Участие в этих проектах и Грузии, в целом, складывающийся трехсторонний формат не только экономического, но и политического сотрудничества Азербайджан-Турция-Грузия приводят к усилению изоляции Армении, оставляют эту страну вне региональных рамок.
В целом, в условиях глобализации региональное сотрудничество выдвигается на передний план. Для многих стран, особенно небольших, оно в большинстве случаев становится средством выживания, эффективного противостояния внешним угрозам, гарантией экономического и социального развития, сохранения независимости, защитой от того, чтобы не получить обидное название "форпост". В Ереване этого, к сожалению, не понимают. Поэтому отчаянно враждуют с соседями, выдвигая против них абсурдные притязания, и ищут покровительства и поддержки далеко от своих границ.
По сути, Армения, несмотря на помощь своей многочисленной диаспоры и всемерную поддержку Запада, одинока. И если ее руководство не пересмотрит свою политику, исходя из новых геополитических реалий, не займет конструктивную позицию, не начнет освобождать оккупированные территории Азербайджана и не прекратит эксплуатировать исторические химеры ради достижения несбыточных целей, то будущее этой страны окажется под большим вопросом.
Что касается отношений Азербайджана и Турции, то Президент Ильхам Алиев в очередной раз продемонстрировал всему миру, что интересы двух братских народов во всем совпадают, и они всегда поддерживают друг друга. У Азербайджана с Турцией и беды общие, и радости. Иначе и быть не может. Пусть весь мир знает, что если на той или иной международной площадке из двух государств присутствует одно, это означает, что оно представляет оба наших государства. Потому что мы - братья, "одна нация, два государства!".