...

"Цветы жизни" на помойке

Общество Материалы 1 декабря 2011 10:09 (UTC +04:00)
Они "тусуются" на городских улицах, ночуют на вокзалах, в подвалах, нюхают клей, пьют, клянчат деньги, воруют, чистят обувь, моют машины. Они - это дети улиц на перекрестках исковерканной судьбы, которые однажды стали называться беспризорниками
"Цветы жизни" на помойке

Зарина Ахмедова

Они "тусуются" на городских улицах, ночуют на вокзалах, в подвалах, нюхают клей, пьют, клянчат деньги, воруют, чистят обувь, моют машины. Они - это дети улиц на перекрестках исковерканной судьбы, которые однажды стали называться беспризорниками, реальность всех больших городов мира. Эти дети живут в мире "улиц", "оборванцев", в мире, пропуском в который стали разочарование, боль и безнадежность.

Исповедь: садизм по-семейному

Амиру (имя изменено из этических соображений) 13 лет, он бездомный с 8 лет. Имеет обычную внешность и уже посаженное здоровье - следствие тяжело прожитых лет на улице.

Семья Амира приехала в Баку из Агдаша на заработки, но не повезло, эти планы сорвались. В конце концов деньги закончились, и неудачливые "гастарбайтеры" пустились во все тяжкие - отец сел на наркоту и через некоторое время оказался за решеткой. Мать не работала, попрошайничала.

Амира и его старшего брата родители тоже заставляли попрошайничать. С восьми лет мать гоняла его на заработки. Если мальчик возвращался домой без денег, она жгла ему руки на газовой плите и жестоко избивала. В такие дни он спал за порогом дома на бетонном полу. Ночевать к себе домой его не пускали и родственники. Голодал днями. Мусорные отходы вместо еды, бетонный пол вместо детской кровати. Не вынеся такой жизни, мальчик сбежал из дому.

Школа для подростка осталась в далеком прошлом - за партой он просидел всего месяц. Ни в школу, ни обратно к матери возвращаться он не желает. Теперь его школа - это улица, а друзья - такие же, как он, бездомные.

"Сначала я просто шатался по городу, спал в парках, сидя на качелях, просил деньги у прохожих, воровал, подрабатывал, - рассказывает маленький "гаврош". - Теперь я обжился".

"Зарабатывал" ровно столько, сколько хватало на оплату ночи в интернет-клубе и на пропитание.

"Мальчику жилось очень тяжело с родителями, как помнит себя, ходил в синяках, доставалось как от матери, так и от отца-наркомана, - рассказала Trend председатель Ассоциации объединения детей Азербайджана, по совместительству руководитель детского реабилитационного центра Кямаля Агазаде. - Ему 13 лет, но выглядит он, как первоклассник".

Амир - как маленький неокрепший росток, который внезапно вынесли на мороз, и вместо красивого цветка он растет уродливой колючкой. Он курит и пьет с семи лет. Почти столько же лет нюхает клей.

У него нет мечты, нет жизненных целей. Главное для него - удовлетворение сиюминутных потребностей.

Неоднократно Амиру на улице предлагали пожить у кого-то дома. "В последний раз ко мне подошли двое - мужчина с женщиной, показали деньги и спросили, не хочу ли я пожить у них, - рассказывает мальчик. - Они были настойчивы, но я отказался".

Причиной отказа неизвестным "дяде с тетей" были недоверие и страх.

Беспризорники очень недоверчивы и всегда готовы к встрече с неприятностями, говорит председатель Лиги защиты прав детей Юсиф Бекиров.

По его словам, дети, живущие на улице, входят в "группу риска" и являются потенциальными жертвами торговцев людьми. Ведь такие дети являются одной из самых уязвимых групп населения и легко могут стать жертвами трафикинга.

Во всем мире значительное число уличных детей также вовлечено в проституцию. В некоторых странах это относится преимущественно к детям женского пола, в иных - к детям обоих полов, говорит Бекиров.

Ненужные дети-невидимки

Такие дети живут рядом с нами, но они - невидимки. Мимо них проходят равнодушно, одни протянут монетку, другие отвернутся. Чаще всего "дети улиц" - это дети без родителей или из неблагополучных семей, из которых легче уйти, чем остаться.

"Дети, живущие на улице, - это особая боль, - говорит Агазаде. - Рано повзрослевшими, но все равно беззащитными, с "колючим" прошлым и не менее "колючей" действительностью становятся никем не любимые беспризорные дети".

По ее словам, причины, по которым они оказываются на улице, разные. Самые частые: "отец сидит, мать попрошайничает", "родители разошлись" или "скончался один из родителей". Также это жестокое отношение в семьях, где родители - пьяницы, наркоманы, с криминальной судьбой.

Многие бездомные дети, выходцы из таких семей, едва читают, некоторые уже познали "прелести" сексуальных контактов, и, как следствие, у них обнаружены венерические заболевания, добавляет руководитель детского реабилитационного центра.

Болезни таких детей чаще всего вызваны их образом жизни. "У них также вши, гниды, чесотка, у многих - туберкулез. К алкоголю и нюханию клея они обращаются потому, что, если не "забыться" на время, то жизнь и вовсе становится невозможной, - говорит Агазаде. - Токсикомания, алкоголь притупляют чувство холода, голода и одиночества, дети утрачивают ощущение реальности".

У тех, кто нюхает клей, бензин, растворители, уже через месяц-другой начинают разрушаться внутренние органы, головной мозг, нервная система. Те, кто нюхает 1-2 года, - становится инвалидом. Многие, кому удается выжить от частых передозировок, становятся слабоумными. Любое средство из группы так называемых "летучих наркотически действующих веществ" вызывает цирроз печени, почечную недостаточность. Быстро формирующаяся психическая зависимость не дает ускользнуть от развивающейся болезни. Но клей убивает и физически. "Трое детей, которые приходили в наш центр, погибли под колесами автомобилей, находясь под "парами клея", - говорит Агазаде.

Амира тоже однажды сбила машина, когда он нанюхался клея. Мальчик сильно ударился о капот и отлетел на несколько метров. Но отделался только ушибами и синяками.

Призрачная независимость

Специалисты, работающие с беспризорниками, говорят, что им претит контроль взрослых, вырвать таких детей из цепких лап улицы почти невозможно. Многие не желают менять свой уклад жизни - слишком рано они познали горький вкус вынужденной независимости. Им тяжело вновь войти в рамки, продиктованные семьей, обществом.

Одна из причин, по которой Амир не желает возвращаться домой, это страх быть отданным матерью в детский дом. Так она поступила с его старшим братом.

"У большинства таких детей выработался страх перед детскими домами и интернатами. Они наслушались множества небылиц про эти учреждения, поэтому относятся к ним с большим недоверием. Предпочитают жить на свободе, на улице, нежели в семье или в интернате", - говорит Агазаде.

Это особые дети, к которым нужен особый подход. Оказавшиеся на улице нуждаются в помощи психолога, врача, им нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб, считает эксперт.

В Азербайджане принимаются меры для решения этой проблемы. Впервые на пространстве СНГ с целью осуществления государственной политики в области охраны прав ребенка в стране был создан Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей. Азербайджан присоединился ко всем международным конвенциям в этой сфере.

Ситуацию, связанную с детьми, вынужденно оказавшимися на улице, пытаются решить также местные и международные неправительственные организации, UNICEF, другие учреждения ООН.

Согласно данным Научно-исследовательского центра по развитию и международному сотрудничеству "Сигма", полученным при поддержке Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей и UNICEF, армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, и как его следствие, миллион беженцев и вынужденных переселенцев, социальные и экономические проблемы переходного периода оказали огромное негативное влияние на развитие и защиту прав таких детей и привели к тому, что в начале 90-ых годов в стране появилось целое поколение уличных детей.

"Сигма" в октябре прошлого года провела исследование с целью выяснить такие аспекты жизни беспризорников, как их возраст, уровень активности, степень угрозы для жизни и здоровья, доступ к образованию, медицине и другим социальным услугам, эксплуатация труда бездомных, а также их взгляды на будущее.

Выяснилось, что в Азербайджане более 90 процентов бездомных детей проживают в Баку. Такая концентрация беспризорников в столице связана с более развитой экономикой и инфраструктурой, здесь больше возможностей физически выжить.

Источники дохода таких детей, по данным исследования, разные: попрошайничество, мелкая торговля в общественном транспорте и на улице, сбор бутылок и металлолома, их труд используют в мойке автомобилей, на рынках, в магазинах, ресторанах. В основном, такие дети работают для того, чтобы помогать родителям содержать семью. Однако нередко бывает и так, что работодатель попросту отказывается под разными предлогами платить ребенку за его труд.

Отсутствие родителей, неблагополучные семьи, социальная и материальная необеспеченность - вот главные причины, по которым дети начинают жить на улице.

Дети, вынужденно живущие и работающие на улице, болеют кожными заболеваниями, страдают астмой, бронхитом, эпилепсией, психическими заболеваниями, имеют проблемы с сердцем, желудком, печенью, пищеварительной системой, почками.

В ходе опроса "Сигма" опросила 438 детей, оказавшихся волею судьбы на улице. Среди них 84,5 процента - мальчики, 15,5 процента - девочки. При этом оказалось, что 85,6 процента беспризорников - выходцы из местных семей, всего три процента - из семей вынужденных переселенцев, 11,4 процента - из семей, приехавших в Азербайджан из других стран; 33,6 процента опрошенных имеют полные семьи, 50,9 процента вышли из неполных семей, 4,8 процента - это полные сироты. Более половины детей, принявших участие в опросе, сообщили, что не живут с родителями.

Более пяти лет живут на улице 13,5 процента таких детей, от трех до пяти лет - 48,9 процента, до трех лет - 37,7 процента.

"Одна смерть - это трагедия, миллион смертей - это статистика" - эти слова приписывают "вождю народов" Иосифу Сталину. По разным данным, в Азербайджане около двух тысяч детей, вынужденно оказавшихся на улице. Тоже статистика, на первый взгляд, не такая страшная - две тысячи на девять миллионов населения. Эти две тысячи обездоленных, не имеющих настоящего и будущего, не посылают обществу сигнал SOS - "спасите наши души!". Но услышать их безмолвный крик отчаяния, протянуть им руку - нет, не с медяками, а с реальной помощью - долг каждого.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта UNICEF и агентства Trend

Лента

Лента новостей