Казахстан, Астана, 27 июня /корр. Trend К.Конырова/ Эксклюзивное интервью собкора Trend в Астане с министром энергетики Грузии Александром Хетагури:
- Какова была цель вашего приезда в Астану?
- Это мой первый приезд в столицу Казахстана после назначения на должность министра энергетики. Были встречи, в первую очередь, с руководством Госхолдинга "Самрук", в ходе которых речь шла об электроэнергетике Грузии. В частности, сегодня в этом секторе у нас идут большие преобразования, идет либерализация этого рынка. У нас много проектов, которые могут быть интересны казахским инвесторам.
- Вы имеете в виду начало реализации большого проекта по строительству малых и средних гидроэлектростанций?
- Речь идет не только о малых и средних, но и о больших гидроэлектростанциях. На сегодня в Грузии составлено экономическое обоснование создания мощностей в 23 тысяч МВт, из них построено станций на 1 700 МВт. На данном этапе у нас изучена возможность строительства станций общей мощностью около 5 тысяч МВт, а это 87 потенциальных гидроэлектростанций, которые можно построить.
Недавно Грузия достигла соглашения с Турцией о строительстве новых высоковольтных линий электропередачи, которое планируется начать в 2009 году и закончить в 2011 году. Это даст нам возможность энергообмена с Турцией до 1 600 МВт. Сегодня турецкий рынок очень большой. По официальным данным, дефицит электроэнергии в этой стране растет год от года, и к 2012 году он достигнет 8 миллиардов киловатт-часов. В этом плане турецкий рынок очень привлекателен. Здесь самые высокие цены на оптовые закупки электроэнергии в регионе. Они достигают 9 центов за 1 кВт/ч, так что, я уверен - строительство этой ЛЭП привлечет внимание инвесторов к строительству электростанций в Грузии. Наша страна известна гидроресурсами, а это самая дешевая электроэнергия.
- А разве сама Грузия не нуждается в электроэнергии?
- За последние пять лет в Грузии произошли большие перемены. Так, в 2004 году мы были импортером электроэнергии, и вся Грузия освещалась лишь восемь часов в сутки. Сейчас у нас действует бесперебойная подача электроэнергии, и мы стали страной-экспортером. В Грузии пиковое потребление электроэнергии наблюдается зимой, а пик потребления в Турции - лето, потому что там в это время в разгаре туристический сезон, и для кондиционирования отелей в больших объемах используется электроэнергия. Излишки электроэнергии летом мы можем продавать. Такая ситуация очень выгодна для инвесторов, поэтому проект строительства ЛЭП в Турцию из Грузии и строительство гидроэлектростанций может быть привлекательным для них. Мы думаем, что привлекательность и доходность этих проектов в электроэнергетике может заинтересовать и казахстанских инвесторов. У нас предполагается провести изменения в законодательстве, чтобы дойти до полнейшей либерализации рынка. Вот об этом и шла речь на встречах в Астане.
- Сегодня и в Азербайджане, и в Казахстане говорят о новых трубопроводных маршрутах, которые могут пройти параллельно маршрутам Баку - Батуми, Баку - Супса, Баку - Тбилиси - Джейхан. Какой из них реален?
- Грузия - транзитная страна. Через нашу территорию проходил Великий Шелковый путь. И наш транзитный потенциал мы подтверждали не один раз. По нашей территории проходят и БТД и Баку - Тбилиси - Эрзурум, и Баку - Супса и транспортируются не только наливные, но и сухие грузы по железной дороге. Но кроме уже имеющихся нефте и газопроводов, есть потенциал для строительства новых. О них можно будет вести речь только в том случае, если в этом будет заинтересованность у самих нефтедобывающих компаний. Привлекательность и доходность БТД и Баку - Супса при нынешних ценах на нефть уже бесспорна, поэтому и новые нефтепроводы с увеличением объемов добычи углеводородов в Центральной Азии, в Каспийском регионе однозначно будут доходны. Хочу подчеркнуть, что все предполагаемые проекты жизнеспособны и имеют перспективу.
- Но насколько актуален вопрос строительства новых нефте- и газопроводов через территорию Грузии для транспортировки углеводородов из Каспия? Где видится окончание этих маршрутов - в Грузии, или, как и ранее, транспортировка в Турцию? Может ли Грузия стать своеобразным региональным "хабом" для транспортировки больших объемов газа и нефти через Черное море в Европу и, в частности, в Украину?
- Мы стремимся к этому. И для этого есть все предпосылки. Сейчас газ и электроэнергию мы транспортируем с севера на юг, и с востока на запад, все потоки идут через Грузию. Это и есть "хаб".
Как известно, нефтегазовая корпорация Грузии вместе с SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана - прим. Trend ) и украинскими, польскими и литовскими коллегами создали компанию "Сарматия", которая подразумевает развитие маршрута от Одессы до Броды и потом до Гданьска. Это еще одно альтернативное направление, которое может быть заполнено каспийской нефтью.
- Сегодня с проблемными переговорами по расширению КТК все больше и больше говорят о развитии кавказского коридора...
- Несомненно, в этом плане растет интерес к нефтепроводу Баку-Супса, который дает выход на Черное море. Растет интерес ко всем грузинским портам, как Батуми, так и к Кулеви, потому что растут объемы нефти из Каспийского региона, которую надо доставить до Европы.
С приобретением "КазМунайГазом" румынского концерна "Ромпетрол" казахстанским нефтедобывающим компаниям выгодно будет везти нефть до Румынии, и там перерабатывать на румынских НПЗ, принадлежащих тому же "Ромпетрол". Альтернативных маршрутов, как везти нефть через Грузию до Черного моря в Румынию, пока нет.
Популярность Черноморского маршрута через Грузию со временем будет только расти. И, думаю, что в будущем потребуется расширение возможностей этого коридора.
- Сейчас говорят о некой конкуренции между Баку - Супса и БТД...
- Я думаю, в целом, когда на рынке конкуренция - это хорошо, и все стремятся к рыночным отношениям. Закон рынка таков, что нефть пойдет к тому, кто больше за нее заплатит.
С нарастанием нефтяных ресурсов, все больше и больше нефти будет привлекаться к транспортировке по кавказскому направлению. Что касается внутренней конкуренции между Баку - Супса и БТД, то все будет зависеть от тех, чья нефть будет прокачиваться по нефтепроводу.
Если нефтедобывающие компании или трейдеры будут продавать нефть в портах Черного моря, то будут заинтересованы в первом нефтепроводе, если заинтересованы будут продавать нефть в Средиземном море, то тогда в Баку - Тбилиси - Джейхан.
- Стало известно, что Казахстан в ближайшем будущем намерен увеличить объемы транспортировки через Батуми. А как решен вопрос по транзитным тарифам?
- Я не знаю про отношения Казахстана и Азербайджана, но по нашей территории тарифы одинаковы для всех, и нет никаких проблем по транзиту по территории Грузии. Думаю, что между Казахстаном и Азербайджаном не должно быть никаких проблем.
- Идет речь о том, что терминал в "Батуми", который приобрела в полную собственность казахстанская сторона, передадут в управление менеджменту "Ромпетрол", 75 процентов которой также выкупила нацкомпания Казахстана - КазМунайГаз. Как на это смотрит грузинская сторона?
- Нет никаких проблем. У нас все либерально. Есть владелец объекта, и он имеет все права передать менеджмент кому угодно. Грузинское правительство не вмешивается в управление имуществом на своей территории. Мы потому и провели либерализацию госимущества, чтобы развитие шло по законам рынка. Так что, если это будет выгодно для владельца, пусть будет так.
- На днях в Баку между министрами энергетики Азербайджана и Ирана были проведены переговоры о создании кольцевой (синхронной) системы энергоснабжения. В этом проекте предполагается участие Азербайджана, Ирана, России, Турции и Грузии. Как Грузия оценивает свое участие в этом проекте? Какие работы по модернизации и реконструкции своей энергосистемы предполагается провести в Грузии, чтобы принять участие в этом проекте?
- В этом случае возникает много технических вопросов. До сих пор мы не смогли осуществить параллельную работу по маршруту "Россия - Грузия - Азербайджан". Если сейчас начнем вести речь об участии других стран, то решить этот вопрос будет сложно. Надо действовать поэтапно. В первую очередь, нужно произвести синхронизацию электроэнергетических систем "Россия - Грузия - Азербайджан", и посмотреть, как система будет работать, а затем думать о новых странах.
Во-вторых, синхронизировать электроэнергетическую систему Грузии с Турцией практически невозможно, потому что наши системы технически очень разные. Да, Грузия и Турция планирует начать строительство новой ЛЭП, но здесь будет действовать система постоянного тока, то есть перетоки электроэнергии мы сможем осуществлять без синхронизации. Мы уже осуществляем переток электроэнергии с Россией и Азербайджаном. И если рассматривать проект на этом этапе, то сначала необходимо решить вопрос по проекту "Россия - Грузия - Азербайджан", а потом думать о будущих шагах. Потому что если у Грузии и Азербайджана синхронизация будет невозможна, тогда невозможен будет весь проект.
- Сделала ли Грузия предложение России по строительству гидроэлектростанций в Грузии?
- Проект строительства гидроэлектростанций предложен абсолютно всем. "ИнтерРАО ЕЭС" присутствуют в Грузии. Они владеют распределительной сетью в Тбилиси и тремя электростанциями (одна ТЭЦ и две ГРЭС). И если они проявят интерес, то мы рады приветствовать всех инвесторов.
- Как Грузия оценивает энергетическое сотрудничество с Азербайджаном, в частности, в вопросе работы нефтяного терминала в Кулеви, автозаправочных станций и розничную деятельность ГНКАР по продаже нефтепродуктов на территории страны?
- Очень хорошо. Мы приветствуем и казахские инвестиции, и российские и азербайджанские - всех, кто намерен что-то строить, иметь прибыль, развивать, в том числе и грузинскую экономику. Для нас все - хорошие партнеры.
Наша экономика растет в среднем на 8-9 процентов в год, и этих параметров мы достигли, потому что у нас все либерализовано. Мы стараемся привлечь всех, и пусть рынок развивается по своим законам, пусть инвесторы конкурирует в соответствии с рыночными отношениями, а не по политическим соображениям.
Связаться с автором статьи можно по адресу: capital