Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Первые российско-британские финансовые консультации в начале февраля в Лондоне - хороший показатель и предвестник того, что можно ждать России от европейского банковского организма. К сожалению, мало чего хорошего. Кредитов ждать не нужно, по причине падения кредитных рейтингов России. А без этих кредитов этот рейтинг будет падать и дальше. Заколдованный круг.
В лондонском Сити вообще уже вполне открыто поговаривают о возможности очередного дефолта России по внешним долгам. Не таких масштабов, какой был в 1998-м году, но все же. Так что нашему вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину, пришлось после всех официальных выступлений, убеждать Сити в том, что до этого Россия не опустится. Тем же самым, кстати, занимался во время встреч с коллегами из Банка Англии первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
Сам Кудрин приезжал в Лондон на российско-британскую финансовую конференцию "Финансовые услуги в России: в Лондонском Сити", а также встречался с министром финансов Великобритании Алистером Дарлингом, министром по делам бизнеса Питером Мендельсоном. Речь шла и о подготовке апрельского лондонского саммита G-20, о мерах по урегулированию кризиса, о реформе МВФ, Всемирного банка и пр.
Но все главное происходило в Сити, банкиры и инвесторы которого, как поется в одной известной песне, "сурово осмотрели его (и Россию, конечно) со всех сторон".
Здесь надо напомнить, что Лондонское Сити, чрезвычайно приземленная мировая финансовая единица. Ее никогда особо не интересовала общая судьба партнеров (клиентов) по бизнесу. Сити важно было узнать, не что делают клиенты для себя, а что они предпринимают, дабы: а) вернуть деньги Сити b) вернуть деньги Сити с хорошими процентами и c) что и когда они могут предложить, если не в состоянии выполнить два первых пункта в срок.
Британия вовсе не первая и даже не вторая, и не третья страна-кредитор России. Но Сити это уже давно не просто Британия. А международный финансовый центр. И здесь хорошо понимают, что кроме газа, нефти, ракет и малопонятной "русской натуры" у России теперь есть еще одно страшное оружие - внешние долги. На фоне мирового финансового кризиса эта мощь многократно возросла. Британии приходится учитывать это с особой тщательностью. Хотя "британский лев" и не главный кредитор "русского медведя", кое-какие последние обстоятельства заставляют Лондон особо пристально вглядываться в долговые горизонты на российском направлении. Одному лишь обанкротившемуся британскому Royal Bank of Scotland (он на 60% уже национализирован правительством) уже пришлось, как утверждает The Times, списать 2,5 млрд фунтов стерлингов долга одного неназванного российского олигарха. Так, что Сити было очень любопытно понять, как Россия намеревается распорядиться своим "долговым оружием".
Британцы проводят свои собственные расчеты состояния задолженности России. По данным, например The Economist Intelligence Unit на 31 января общий внешний долг России составлял 465 млрд долларов. А международные резервы
на 27 января составляют 427 миллиардов долларов (эти данные привел 4 февраля в Сити Алексей Кудрин). Британские газеты утверждают (на основе более ранних данных и сопоставления сумм выплат по кредитам), что эти резервы на самом деле опустились ниже 400 млрд долларов. В одном только этом году российские банки и компании должны выплатить долги и проценты по ним почти на 140 млрд долларов. Эта сумма близка к резервам ЦБ РФ. В общем, как ни складывай и не вычитай все эти цифры друг из друга, ничего положительного не получается.
А тут еще, прямо под визит Кудрина в Лондон, международное рейтинговое агентство Fitch понизило кредитный рейтинг России с BBB+ до BBB. Это всего на две позиции выше статуса "junk" или "мусор". При таком рейтинге за займами в иностранные банки или международные финансовые институты лучше не обращаться: их конечно, дадут, но под заоблачно высокий процент. Для сравнения хорошо бы напомнить, что у всех ведущих финансовых стран мира, США, Британии, Франции, Германии, рейтинги на восемь пунктов выше - ААА. За всем этим скрывается серьезное подозрение экспертов Fitch, что никаких средств резервов у России на спасение всех своих банков и всех оказавшихся по уши в долгах компаний не хватит. Все оставшиеся фонды - не такая уж и "мягкая" подушка на случай продолжения падения в кризис.
Еще раньше, в конце января агентство Moody's опустило Россию со "стабильной" кредитной надежности до " негативной". В самом конце января до негативного уровня понизило российский кредитный рейтинг международное рейтинговое агентство Standard & Poor's. Это было сделано впервые за последние 10 лет. Но даже это еще не все. Особенно стремительно падает в настоящее время, то, что в мудреной банковской терминологии называется CDS spreads - спреды кредитных дефолтных свопов. Эти мало кому доселе известные финансовые инструменты - считаются теперь точным показателем того, что называется степенью толерантности кредитных рисков. CDS выражаются в пунктах. При чем, чем больше значение, тем хуже идут дела у банка. В двух словах CDS спред в 740 п. может значить, что заем, скажем, в 10 млн долларов придется страховать на сумму в 740 тысяч. Такой спред был как раз у одного из ведущих инвестиционных банков Уолл-стрит Bear Stearns за пару недель до его банкротства. Так вот, если верить экономическому обзору лондонской Daily Telegraph, у России этот показатель уже вырос до 1123! Это больше, чем было у банков Исландии перед самым банкротством и национализацией правительством. Исландия наиболее сильно пострадала от финансового кризиса.
"Все будет зависеть от того, как долго продлится кризис, - полагает председатель Европейского банка реконструкции и развития Томас Мироу (Thomas Mirow). - Если он продлится за пределы 2009 и 2010-го, то все резервы (России) будут истощены".
Сити все это естественно волнует с чисто практической точки зрения. Все здесь прекрасно понимают, что если Россия и впрямь подойдет к дефолту и приведет в действие свое "долговое оружие", то пострадают все. На "квадратной миле" более всего опасаются, что многие частные российские банки и компании уже в ближайщие недели начнут обращаться к кредиторам с просьбами реструктурировать долги. Это было бы в порядке вещей, если бы не нынешний кризис и острая жажда ликвидности. При нынешних обстоятельствах такая реструктуризация станет еще одним тяжелым дестабилизирующим ударом по мировым финансовым рынкам и глобальной банковской системе. А значит, продлит агонию кризиса.
Не хотелось бы конечно, никого пугать, но глядя из Лондона. Похоже, что нынешний кризис еще не совсем до шел до России. Если можно было бы выразить его по шкале, скажем, Рихтера, то самые сильные after shocks до нас еще не докатились. В любом случае, мы вовсе не сможем сказать кризису "ты был транзитный мой вокзал", в чем Россию уверенно убеждали всего каких-то пару месяцев назад.-0-
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .