Азербайджан, Баку, 14 ноября /Trend/
Эксперт Фархад Амирбеков
Образование имеет множество аспектов. В данном материале я думаю сосредоточиться лишь на одном из них - экономическом.
Предлагаю посмотреть на образование как на некий инвестиционный процесс, который имеет весьма длительный период - примерно до 17 лет, охватывает несколько сот тысяч человек и обладает бюджетом примерно в два миллиарда долларов США в год[1] (в эту сумму входит только статья расходов государственного бюджета Азербайджана, направляемая на образование. Бюджеты частных школ и так называемые платные места вузов не учтены). При этом мерилом эффективности является не прибыль, которую можно легко отразить в балансе, а величины, не формализуемые так прямо. К ним можно отнести уровень конкурентоспособности страны и трудовых ресурсов, производительность труда, инновативность экономики и так далее.
В то же время, совершенно очевидно, что образование может являться весьма прибыльной отраслью экономики, особенно высшее образование. Если игнорировать дошкольное, то можно выделить три основные категории образования: школьное, профессионально-специализированное и высшее. Я думаю, будет справедливо, если к профессионально-специализированному образованию мы отнесем как подготовку кадров для рабочих профессий ("синие" воротнички[2]) - профтехобразование, так и всевозможные курсы повышения квалификации, например MBA, переподготовка, получение второго высшего образования и так далее. В то же время, необходимо разделить весь период получения образования на циклы.
Первый цикл - это среднее полное образование продолжительностью 11 лет, а второй цикл - высшее образование продолжительностью четыре-шесть лет. Профессионально-специализированное образование можно получить не более чем за два года.
Получение высшего медицинского образования еще более продлевает период обучения, однако для простоты можно игнорировать данную особенность. Вложения в образование есть инвестиции в отдаленное будущее, в будущее, которое надо представить себе уже сегодня. Это нужно для того, чтобы затраченные ресурсы и время на образование приводили к тому, чтобы выпускники могли найти работу по специальности. Я вижу в этом главную трудность. Таким образом, образование не есть простой механический процесс "заполнения" голов сотен тысяч детей некими знаниями, оно требует тщательного планирования и согласованности с общими представлениями о развитии как национальной экономики, так и мировым спросом на тех или иных специалистов. И как мне кажется, начинать следует с совершенствования профессионально-специализированного и высшего образования, а качественное среднее рассматривать как ресурс, питающий высшее образование.
Распад СССР, потери рынков сбыта привели к неизбежной деиндустриализации экономики, вызвав резкий спад потребности в инженерах, технологах. Практически исчезла отраслевая наука. Все 90-е годы и первую половину 2000-х годов государство не имело финансовых возможностей поддерживать нерентабельную промышленность и отраслевую науку. В этих условиях высшее образование пережило настоящий шок. С середины 90-х годов в Азербайджане стала строиться сырьевая экономическая модель, под рост эффективности которой была приспособлена денежно-кредитная и валютная политики. Однако с 2011 года нефтяная отрасль Азербайджана переживает монотонное убывание объемов добычи нефти, и задача поиска альтернативы сырьевой модели немедленно стала актуальной.
В работе "Экономическая эффективность экономики Азербайджана" была показана общая отраслевая структура экономики и отмечено, что Азербайджан стремится укрепить свои позиции как индустриальная страна. По мере уменьшения в государственном бюджете страны доходов от нефтеэкспорта и затухания в экономике мультиплицирующего эффекта, связанного с инвестициями в добычу, транспортировку углеводородных ресурсов, появляется необходимость в иной стратегии. Впереди нас ждет не просто появление новых предприятий, а целых отраслей, тесно связанных как между собой, так и с зарубежными партнерами в рамках мирового разделения труда. Очевидно, что потребуются и такие специалисты, которых мы можем подготовить сами. Идти по пути массового ввоза в страну инженеров, технологов, квалифицированных рабочих из-за рубежа явно не стоит. А опыт появления и развития промышленности во второй половине XIX века и всего XX века показывает, что азербайджанцы могут и готовы упорно трудиться. Мы быстро осваиваем новые профессии, мы можем быстро обучаться. При этом необходимо знать, что современные производства, как правило, автоматизированы и не требуют наличия большого персонала.
Главным критерием эффективности любого вуза является факт нахождения выпускником работы по специальности. В некоторых развивающихся странах статистика показывает, что в среднем 46 процентов студентов хотят работать по специальности, а находят работу всего 20-30 процентов. При этом выпускники-инженеры имеют большие шансы найти работу в экономической и управленческой сферах. Эти цифры говорят о крайне неэффективном использовании ресурсов, главными из которых являются время и недостаточно развитая экономика, не способная предъявлять достаточный спрос на кадры.
Есть еще один важный аспект. Это - получение высшего образования за рубежом за счет государственных средств. Есть несколько причин, почему страна отправляет за свой счет учиться своих граждан за рубеж. Например, обучать специальностям, которым не учат в стране. Наши молодые люди получают шанс познакомиться с культурой других народов. Однако, может быть имеет смысл сосредоточить ресурсы в своей стране? Мало того, может быть имеет смысл прилагать усилия к тому, чтобы приезжали учиться к нам? Дело в том, что образование можно превратить в высококонкурентную отрасль нашей экономики. Если представить себе образование как некий рынок, то следует сказать об его объемах. Так вот, на образование мир выделяет около 2,4 триллиона долларов США, из которых 400 миллиардов долларов оплачиваются частными высшими образовательными учреждениями.
Если в 1975 году вне своих стран училось около 600 тысяч студентов, то сейчас их стало примерно в пять раз больше. Однако, благодаря современным информационным технологиям, получить иностранное образование можно, и не покидая родину.
Например, 23 процента индийских студентов получают высшее образование дистанционно, а около 30 процентов всевозможных курсов и образовательных программ в России также проводится вне стен вузов. Невероятное число студентов дистанционно учится в UK's Open University - свыше 210 тысяч! В США 83 процента публичных университетов имеет один или более онлайн-курсов. В целом в мире финансовые потребности высшего образования превышают возможности государственного финансирования. Финансовый аспект поддержки развития образования в нашей стране также немаловажен. Достаточно сказать, что, несмотря на снижение доходной статьи государственного бюджета на 2013 год на четыре процента, расходы на образование вырастут на восемь процентов. Таким образом, расходы на образование и на оборону составят примерную одну величину, что по всей видимости сигнализирует о том, что в дальнейшем расходы на образование расти не будут, или рост будет очень скромным. Следовательно, наши вузы должны научиться зарабатывать. Этот бизнес является непростым, и практически все построено на высокой репутации, которая зиждется на традициях и успешной карьере выпускников.
За последние 20 лет наши вузы добились весьма скромных результатов в рамках международной конкуренции. Согласно данным QS World University Rankings, все три наших вуза, которые отражены в ренкинге, занимают 601 место[3] в списке мировых вузов.
Сейчас у Азербайджана появился удивительный шанс, и он состоит в том, что мы можем приглашать из-за рубежа известных преподавателей. Это позволит, на мой взгляд, существенно ускорить эволюцию высшего образования на первом этапе и, как неизбежность, "подтянет" и среднюю школу. Государство таким образом окажется не только финансовым, но и интеллектуальным донором. Поднять престиж высшего образования, привлечь иностранных студентов, сделать высшее образование финансово окупаемым - вот основные задачи, которые нам предстоит решить. Очень положительным опытом в этом направлении обладает Азербайджанская Дипломатическая Академия.
Иностранные преподаватели и ученые, среди которых может оказаться и немало этнических азербайджанцев, помогут возродить на современной основе вузовскую науку, создать ядро инновационной экономики, а также укрепить положительные образы государства и нации. Однако предварительно необходимо подготовить почву для этого, решить ряд задач. На некоторых из них я хотел бы остановиться более подробно. Очевидно, что увеличение общей эффективности высшего образования (рост числа выпускников, которые работают по специальности, соответствующей полученному образованию) и развитие вузовской науки (как отраслевой) невозможно без производственной базы. Это особенно актуально для инженерно-технических и аграрных профессий. Поэтому важно сосредоточить в одном месте образование, науку и производство. И если правительство уже создало и развивает, например, Сумгайытский технологический парк, то, может быть, стоит там же сосредоточить наши технические вузы, предварительно оптимизировав и укрупнив их? Так же можно поступить с химико-технологическими дисциплинами (кластер в Гарадагском районе), сельскохозяйственными специальностями (аграрный кластер с центром в городе Гянджа).
Учитывая тот факт, что хорошее образование, особенно в рамках оказания государством интеллектуального донорства ряду вузов, дешевым быть не может, то возможно пришло время разработать новые каналы финансирования. И одним из этих каналов может стать кредитование студентов, граждан Азербайджана, желающих получить высшее образование. Учитывая продолжительность получения образования по основным специальностям, срок кредитования должен составить примерно 12-15 лет со льготным периодом четыре-пять лет. Причем государство должно компенсировать коммерческим банкам выплату процентных ставок таким образом, чтобы процентная ставка по данному виду кредитов не превышала, скажем, пять процентов годовых. Из зарубежного опыта уместен опыт США, а из азербайджанского - Азербайджанской Дипломатической Академии[4](АДА).
Учитывая жесткие рамки, которые накладывает формат интернет-издания на объем материала, я был вынужден оставить в стороне ряд других идей и рассуждений. Тем не менее, концепция мне видится следующей: министерству образования недостаточно заниматься лишь совершенствованием методичек, пособий, обновлением материально-технической базы системы образования, уповая при этом на то, что сами вузы эволюционируют до уровня, который позволит им достойно конкурировать с зарубежными вузами. Необходимо провести институциальные реформы в системе высшего образования в части государственных вузов. Нужны показатели, которые позволят оценивать эффективность работы вузов, в том числе и частных, главным из которых должен стать показатель трудоустройства по приобретенному образованию, а не по количеству выпускников. Необходимо соединить вместе высшее образование, науку и те сектора экономики, которые предъявляют спрос на кадры.
Нужна система переподготовки кадров, поскольку рынок труда подвержен волатильности. Большую часть государственных финансов, направляемых на обучение граждан Азербайджана, необходимо направлять на "приобретение" первоклассных преподавателей и ученых, которые на контрактной основе приедут работать в нашу страну. Государство на тендерной основе может распределять привлекаемые интеллектуальные ресурсы в те вузы, которые готовы создать условия для их эффективной работы. Таким образом, государство приобретет новую роль, став источником интеллектуального донорства.
Высшее образование часто рассматривается как трамплин для многочисленных социальных и экономических выгод. Практика показывает, что общества, которые вкладывают средства в образование и развитие навыков населения через систему высшего и профессионально-специализированного образования и по другим направлениям, выиграли с точки зрения повышения налоговых поступлений и уменьшения социальных расходов [5].
Примечание:
[1] Проект бюджета Азербайджанской Республики на 2014 г.: http://www.maliyye.gov.az/sites/default/files/2014-1.pdf
[2] Синий воротничок (англ. blue-collar worker) - понятие, обозначающее принадлежность работника к рабочему классу, представители которого, как правило, заняты физическим трудом с почасовой оплатой. Синие воротнички могут иметь или не иметь квалификацию, и, как правило, работают на промышленных предприятиях, шахтах, стройках и т.д.
[3] http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012
[4] По состоянию на учебный 2013-2104 г. г., АДА практикует студенческое кредитование уже третий год, имея соответствующее соглашение с тремя коммерческими банками Азербайджана.
[5] Education at a Glance 2012, OECD, 2012 y.