БАКУ /Trend/ - Экономические риски в Казахстане возросли, говорится в новом отчете международного рейтингового агентства Standard & Poor's "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан".
S&P относит банковский сектор Казахстана (ВВВ/Негативный/А-2) к группе 8 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA).
По мнению рейтингового агентства, позитивными факторами, определяющими риски банковского сектора Казахстана, являются высокие бюджетные и внешнеэкономические показатели и незначительный уровень рыночных искажений вследствие низкого уровня вмешательства со стороны государства и конкуренции.
Негативными факторами являются дефицит ликвидности в национальной валюте (тенге) в банковской системе вследствие высокого уровня долларизации депозитов и влияния девальвации тенге; агрессивная практика кредитования, слабые стандарты андеррайтинга и рост потерь по кредитам в течение последних четырех лет; низкие показатели прибыльности, скорректированной с учетом рисков, в банковской системе на фоне снижения показателей маржи и роста расходов; очень слабая платежная культура и недостаточное соблюдение принципа верховенства закона в стране.
К группе 8 относятся также банковские системы Азербайджана, России, Венгрии, Узбекистана, Грузии, Боливии, Хорватии, Парагвая, Шри-Ланки и Ливана. Кроме того, S&P сопоставляет Казахстан с Вьетнамом, Нигерией и Тунисом, банковские системы которых относятся к группе 9.
"По нашему мнению, экономические риски в Казахстане возросли, отражая существенное снижение уровня благосостояния населения (определяемого показателем ВВП на душу населения в долларах США) вследствие замедления темпов экономического роста, который составит, по нашим оценкам, до 1,5 процента в 2015 году и до 2 процентов в 2016 году, принимая во внимание сильную зависимость экономики страны от нефтегазового сектора и резкое обесценение тенге", - говорится в сообщении.
Уровень отраслевых рисков в Казахстане остается высоким, в частности в связи с ослаблением профиля фондирования банковской системы в целом. S&P ожидает, что сложности с привлечением фондирования в национальной валюте и значительное расхождение валютных активов и обязательств по срокам погашения сохранятся в ближайшие 18 месяцев. По мнению агентства, органы, регулирующие деятельность банковского сектора Казахстана, недостаточно независимы, и могут быть подвержены политическому влиянию. Низкие показатели прибыльности банковской системы, скорректированной с учетом рисков, скорее всего, продолжат снижаться в ближайшие два года вследствие снижения показателей маржи и повышения расходов на формирование резервов и фондирование.
S&P пересмотрело оценку тенденции развития экономических рисков в Казахстане со "стабильной" на "негативную". Пересмотр оценки отражает мнение о том, что замедление макроэкономического роста в Казахстане и девальвация национальной валюты после решения правительства о переходе на режим гибкого валютного курса в августе 2015 года обусловили значительное снижение уровня благосостояния населения Казахстана. Это обстоятельство оказывает негативное влияние на деятельность и показатели прибыльности казахстанских банков.
S&P оценивает тенденцию развития отраслевых рисков в Казахстане как "негативную". По мнению агентства, уровень отраслевых рисков для казахстанских банков повысился в результате замедления темпов экономического роста, значительного снижения мировых цен на нефть и резкой девальвации тенге. С точки зрения S&P, показатели фондирования банковской системы Казахстана ухудшаются. Это обстоятельство обусловило увеличение расхождения валютных активов и обязательств по срокам погашения, и банкам пришлось использовать валютные свопы с Национальным банком Республики Казахстан (НБРК), а также прибегать к аналогичным инструментам хеджирования валютных рисков на межбанковском рынке, что негативно сказалось на стоимости фондирования банков. У банков практически нет других рыночных инструментов для управления валютными рисками в долгосрочной перспективе.
S&P относит Казахстан к государствам, готовым оказать поддержку банковской системе. В этой оценке учитывается тот факт, что во время кризиса 2008-2009 годов правительство страны предоставляло поддержку банковской системе, а в 2014-2015 годах - поддержку ликвидности в национальной валюте при помощи валютных свопов, АО "Фонд проблемных кредитов" и АО "Единый накопительный пенсионный фонд".
По мнению S&P, правительство Республики Казахстан имеет возможность и желание поддерживать национальные банки, имеющие как высокую, так и умеренную системную значимость.
(Автор: Елена Косолапова)
Твиттер:@E_Kosolapova