БАКУ /Trend/ - Решению проблемы с просроченными кредитами в Азербайджане может способствовать создание специализированной структуры по управлению активами, которая предусматривает ряд преимуществ, считает глава регионального представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине и Беларуси Руфат Алимарданов.
"Во-первых, такая структура позволяет сконцентрировать ограниченные ресурсы и экспертизу в одном агентстве. Во-вторых, она создаёт условия для применения последовательных и стандартных методов работы с активами. В-третьих, что особенно важно в сегодняшних условиях реформирования, возникает возможность более упорядоченной реструктуризации отраслей экономики", - сказал Trend Алимарданов.
По его словам, подобная структура также может быть наделена дополнительными полномочиями, позволяющими ускорить возвращение проблемных долгов. Имеются и другие преимущества, наряду с определенными недостатками - например, возникает соблазн политического давления в случае отсутствия независимости структуры и эффективного корпоративного управления.
"При передаче таких долгов специализированным структурам, банки высвобождают свой капитал и кадровые ресурсы, что позволяет им возвратиться к кредитованию. Сегодня это одно из препятствий, которое тормозит кредитование. В числе других могу назвать непредсказуемость валютного курса, перерастающую в ожидание повышенной волатильности. Это в кратко- и даже среднесрочной перспективе замедляет ряд видов экономической деятельности, таких как торговля, определенные направления импорта, строительство, и откладывает некоторые проекты в частном бизнесе в ожидании более стабильного будущего, или же до адаптации к новым реалиям. Здесь, вместе со стремлением наладить макростабилизацию, правительство предпринимает меры по стимулированию деловой активности, в том числе и через поддержку жилищного строительства с его способностью положительного воздействия на смежные отрасли. Как показал опыт Беларуси, такие меры способны быть локомотивом роста, правда, на протяжении определённого периода. Для обеспечения же более устойчивого роста, наряду со структурными изменениями, необходимо также улучшить деловой климат, добиться усовершенствования, а где-то и упрощения процедур", - сказал представитель IFC.
По его мнению, созданная в Азербайджане служба Asan Xidmet - это один из ярких примеров успеха. "Важно не останавливаться и продолжать строить регуляторную среду, способствующую, в том числе эффективной реализации залогов, например посредством усовершенствования процесса регистрации движимого имущества. Не существует какого-то одного магического средства - необходимо наличие комплекса условий для того, чтобы возобновить кредитование, а главное, чтобы сделать его более эффективным", - объяснил Алимарданов.
По его словам, сегодня для решения схожей проблемы в Украине создаются различные механизмы. Один из них предусматривает механизм внесудебной реструктуризации задолженности предприятий. В июне 2016 года был принят соответствующий закон, в подготовке которого принимал участие и IFC. Целью закона является сохранение жизнеспособных предприятий и рабочих мест, а также скорейшее выздоровление финансового и реального секторов экономики.
"Проблема плохих кредитов в Украине не нова. Было несколько попыток ее решить, но для этого необходима соответствующая правовая база и благоприятная бизнес-среда. IFC тесно сотрудничает с правительством, а также с регулятором, чтобы улучшить эту среду. Тем не менее, на сегодняшний день уровень таких кредитов настолько высок, что решить данную проблему только за счет отечественного частного капитала очень сложно. Порой это может стоить государству немалых средств. К примеру, недавняя национализация Приватбанка может увеличить соотношение госдолга Украины к ВВП на 4,5-5,5 процента, и более половины банковских активов страны окажется в руках государства. Можно привести и другие примеры в мировой практике, где государство временно усиливало свою роль, и среди них есть довольно успешные. В этих случаях соблюдалась дисциплина, и находились эффективные собственники, включая зарубежных инвесторов", - сказал глава регионального представительства IFC.
При этом нет ничего безвозмездного. Как показал опыт стран Евросоюза, акционеры проблемных банков, а в некоторых случаях и кредиторы, наряду с государством несут материальную ответственность через убытки или же дополнительные инвестиции. Иначе вся нагрузка ляжет на налогоплательщиков. Порой необходимы достаточно жесткие ограничения по отношению и к управленцам банков, получающим помощь от государства. Они должны быть на особом контроле, включая уровень бонусов, компенсаций, ограничений по рискам, которые они могут на себя принимать - в частности как это было предпринято в США после ипотечного кризиса.
"В этом смысле у Азербайджана более устойчивое состояние публичных финансов, нежели у многих стран региона, включая Беларусь и Украину, и это позволяет регулятору иметь определенную гибкость в управлении ситуацией. Мы уже были свидетелями действий со стороны государства в случае с Международным банком Азербайджана (МБА) и Bank Standard. Тем не менее, решение проблемы с просроченными кредитами откладывать не стоит", - считает Алимарданов.
Вероятно, потребуется привлечь зарубежных экспертов, которые имеют опыт работы с "плохими долгами", а также инвесторов, специализирующихся в этом сегменте, сказал Алимарданов, добавив, что положительный опыт решения этой проблемы был достигнут в Ирландии и в США.
По данным Центрального банка Азербайджана, доля просроченных кредитов в стране на конец октября 2016 года составила 8,7 процента, или 1 375,6 миллиона манатов от всех займов кредитных организаций. За год объем просроченных кредитов вырос на 5,66 процента, а в течение месяца - сократился почти на 14 процентов.
В Азербайджане действуют 32 банка, включая два с государственным участием.
(Автор: Илаха Мамедли)