БАКУ /Trend/ - Внедрение РЕПО-операций на Бакинской фондовой бирже (БФБ) стимулировало развитие рынка корпоративных ценных бумаг в целом и подстегнуло интерес к долгосрочным ценным бумагам, сказал в интервью Trend председатель правления БФБ Вугар Намазов.
По его словам, с момента внедрения РЕПО-операций с корпоративными бумагами данный рынок значительно сместил позиции рынка РЕПО-операций с государственными ценными бумагами.
“До 2014 года на рынке проводились РЕПО-операции только с госбумагами - нотами Центрального банка и гособлигациями министерства финансов. После того как мы запустили РЕПО-операции с корпоративными ценными бумагами в 2014 году, данный рынок значительно сместил позиции рынка РЕПО-операций с госбумагами. Кроме того, РЕПО-операции дали стимул развитию рынка корпоративных ценных бумаг в целом. В результате объем этого рынка увеличился в несколько раз, так как здесь присутствует корреляция, заключающаяся в том, что когда клиент покупает ценную бумагу с большим сроком обеспечения [таковыми являются корпоративные ЦБ], он при необходимости может вступать в РЕПО-операцию, чтобы привлечь на короткий промежуток времени денежные средства, необходимые для обеспечения ликвидности. Это подстегнуло интерес к долгосрочным бумагам”, - сказал Намазов.
По словам главы БФБ, суть механизма РЕПО заключается в том, чтобы брать в долг под обеспечение ценных бумаг, что представляет из себя упрощенный вид залога.
“Там присутствовал определенный риск-менеджмент: допустим, я отдал ценную бумагу и взял в долг деньги. Что будет, если я не верну долг или мне не вернут ценную бумагу? Долгое время мы думали, как обеспечить ликвидность. Поэтому РЕПО-операции изначально осуществлялись только с государственными ценными бумагами, так как государство на 100 процентов обеспечивало ликвидность. Потом у нас начал устанавливаться рынок маркетмейкерства и появились ликвидные бумаги, например облигации SOCAR. Мы задумались: а что если другая сторона не сможет вернуть деньги? Тогда эти бумаги будут проданы маркетмейкеру, который даст взамен деньги. То есть, маркетмейкер обеспечивает ту часть риск-менеджмента, которая связана с ликвидностью. Параллельно с созданием института маркетмейкерства мы начали запускать корпоративные бумаги, по которым также уже имеется маркетмейкер”, - отметил Намазов.
Помимо этого, по его словам, в этом году рынок РЕПО был реструктуризирован и стал доступным для широкого круга инвесторов.
“До недавнего времени все наши участники были банками. Но появление маркетмейкеров дало нам возможность открыть доступ на рынок страховым компаниям, а затем и физическим лицам. От этого риск-менеджмент не меняется, так как маркетмейкеру абсолютно безразлично, у кого он будет покупать. Сейчас большую активность проявляют страховые компании, есть операции, где обе стороны - физические лица”, - сказал Намазов.
По данным БФБ, в первом квартале объем РЕПО-операций на Бакинской бирже составил более 4,5 миллиона манатов. При этом в аналогичном периоде прошлого года оборот по РЕПО-операциям не зафиксирован.
(Автор: Анвар Мамедов. Редактор: Ирина Парфёнова)