БАКУ /Trend/ - Инфляция в первом квартале 2019 года в Узбекистане, рассчитанная по индексу потребительских цен, составила 4,3 процента, сообщает Trend со ссылкой на отчет Центрального банка Узбекистана.
Показатель инфляции был ниже на 0,6 процентных пункта (п. п.) по сравнению с январем-мартом 2018 года.
В целом в первом квартале 2019 года уровень инфляции был ниже ожидаемого и формировался под воздействием сезонных факторов со стороны предложения отдельных видов продовольствия, расширения налогооблагаемой базы НДС и небольшого ослабления национальной валюты.
По данным ЦБ, основным драйвером инфляции, как и в предыдущие годы, стал рост цен на продовольственные товары, вклад которого в квартальную инфляцию составил 2,8 п. п. При этом вклад непродовольственных товаров существенно снизился до 1 п. п., а вклад услуг был равен 0,5 п. п.
Инфляция в секторе услуг имеет «догоняющий» характер, в основном за счёт выравнивания заработных плат в этом секторе к уровню сектора производства торгуемых товаров. Дальнейшее расширение влияния данного эффекта может продолжиться в ближайшие кварталы.
Продовольственная инфляция в годовом выражении, достигнув в январе минимального значения за последние два года, в феврале-марте возросла и к концу квартала зафиксировалась на уровне 15,3 процента, что на 0,4 п. п. выше декабрьского показателя.
В данный период цены на продовольственные товары продолжили расти из-за увеличения вклада прироста цен на плодоовощную продукцию, хлебопродукты, мясные и молочные продукты, а также цен в секторе общественного питания.
Из отчета ЦБ следует, что проинфляционное влияние на цены плодоовощной продукции оказали такие факторы, как рост затрат на выращивание и хранение, сокращение зимних запасов и экспорт. В первом квартале наиболее заметно ускорились темпы роста цен на помидоры, капусту, лук и морковь, тогда как цены на картофель и цитрусовые оставались относительно стабильными.
Повышение годовых темпов роста цен на непродовольственные товары в первом квартале было умеренным. Так, непродовольственная инфляция снизилась с 12,5 процента в декабре прошлого года до 10,4 процента в марте, благодаря сокращению вклада таких основных компонентов, как строительные материалы и одежда.
Общее проинфляционное давление на непродовольственные товары формировалось на фоне налоговой реформы, повышения импортных пошлин и цен на энергоресурсы.
В годовом выражении увеличение цен в основных группах непродовольственных товаров было ниже, чем инфляция, а наиболее высокими темпами росли цены на печатные издания, средства связи, а также моющие и чистящие средства.
Годовая инфляция в сфере услуг, снизившись в январе до 14,9 процента, в марте поднялась до 15,7 процента. В первом квартале значительно подорожали бытовые услуги, услуги связи, отдыха, спорта и образования.
Вместе с тем влияние расширения налогооблагаемой базы НДС на ценовую динамику оценивается как умеренное, в ближайшей перспективе ожидается его сохранение. Большинство регулируемых цен и тарифов в рассматриваемом периоде остались неизменными.