Азербайджан, Баку, 31 марта /корр. Trend Г.Гасанов/
Туркменистан, один из ключевых игроков Каспийского региона в сфере поставок природного газа, на фоне мирового кризиса все активнее заявляет - на что уже обратили внимание независимые эксперты - о своем праве "диверсификации маршрутов поставок туркменского природного газа, а также создании надежной и стабильной системы вывода туркменских энергоносителей на международные рынки".
Именно с этой формулировкой был объявлен в эти дни международный тендер на строительство 1000-километрового газопровода "Восток-Запад", который позволит подвести богатейшие углеводородные запасы к границам Каспия, в связи с чем как минимум проектируются два транснациональных проекта - "Набукко", напрямую связанный с Европейским союзом, и идея прокладки Прикаспийского газопровода, позволяющего России, которая на сегодня покупает львиную долю туркменского экспортного объема, еще более усилить свое присутствие в регионе.
Государственная новостная служба "Туркмен довлет хабарлары" (ТДХ), выражающая позицию официальную Ашхабада, сегодня в своем комментарии по итогам недавнего визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Москву, где по невыясненным причинам было отложено подписание соглашения по газопроводу "Восток-Запад" пишет о "новом формате партнерства, к которому активно присоединился Туркменистан".
"Стремительно меняющаяся ситуация на мировых энергетических рынках требует корректировки и уточнения позиций, активизации усилий в проектах транспортной и энергетической интеграции", - подчеркивает ТДХ.
Нынешние переговоры, как и предшествующие им туркмено-российские встречи в верхах, - это "показательный пример преломления политики объединенных усилий в плоскость конкретных национальных интересов".
Случай с международным тендером в чем-то показателен: если российские министры говорили о том, что "Восток-Запад", оцениваемый в более чем один миллиард долларов, требует небольшой доработки и соглашение по нему будет со временем подписано Москвой и Ашхабадом, то теперь выясняется, что это может произойти при равных условиях с остальными потенциальными подрядчиками.
"Туркменистан и Россия, стратегия экономического развития которых строится на основе широкого экспорта углеводородного сырья, одинаково стремятся обеспечить надежность и безопасность транзита своих энергоносителей", - пишет ТДХ. Аналитики заявляют, что первоначально руководство Туркменистана при раскручивании новых экспортных газопроводов с запада страны в качестве сырьевой базы делало ставку на разработку туркменского сектора Каспия. Здесь хоть и сосредоточены значительные ресурсы, но большинство из них нуждается из-за больших глубин в больших капиталовложениях, геологоразведочных исследованиях, да и собственно создании необходимой сопутствующей инфраструктуры. В долгосрочной перспективе все это, несомненно, перспективные проекты - подтверждением тому служит тот факт, что переговоры, отчасти уже затянувшиеся, Ашхабад ведет с более 60 компаниями мира, в том числе с такими крупными энергетическими концернами, как Shevron, BP, Shell, Total, Лукойл.
"Глобальный экономический кризис внес свои коррективы: даже нефтедобывающие "акулы" вынуждены сокращать свои затраты и сейчас элементарно пытаются застолбить свое место под туркменским солнцем, но не очень-то спешат браться за морские блоки", - сказал Trend по телефону из Ашхабада на условиях анонимности аналитик.
Одна из недавних конференций по вопросам ТЭК в Ашхабаде достаточно ярко продемонстрировала амбиции иностранных компаний получить доступ к кладовым, расположенным в Туркменистане на суше - которые в основном сконцентрированы на востоке и многие из которых близки к промышленному производству. Но туркменские чиновники уверяли своих иностранных партнеров в том, что с добычей на сухопутных площадях способны справиться самостоятельно. "У нас нет большого опыта работы на морских территориях, туда мы и вас и приглашаем", - к этому сводился лейтмотив всех их выступлений.
"Чем быстрее будет реализован внутритуркменский проект "Восток-Запад", тем быстрее Туркменистан может заявить о своей четкой позиции и относительно "Набукко" в частности", - полагает туркменский независимый аналитик. Участниками этого европроекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Пару дней назад в Софии (Болгария) управляющий директор компании Nabucco Gas Pipeline International Райнхард Митчек наконец официально представил проект строительства газопровода "Набукко", отметив что договор будет подписан уже в июне, реализация начнется в 2011 году и завершится в 2014-м.
По словам Митчека, для начала работы газопровода необходимо от восьми миллиардов до 12 миллиардов кубометров газа, которые, как ожидается, будут получены из Азербайджана. Учитывая, что в конечном итоге - проект в 7,9 миллиарда евро должен пропускать 31 миллиард кубометров газа в год, то недостающие объемы и мог бы обеспечить Туркменистан.
Обращает на себя внимание интересная деталь. Мичек сказал о том, что "о готовности вступить в переговоры по поставкам газа заявил Туркменистан". Как уже сообщал Trend, в Ашхабад на переговоры прибыл министр иностранных дел, заместитель председателя Совета министров Болгарии Ивайло Калфин, у которого намечена встреча с президентом Бердымухамедовым. Через несколько дней Туркменистан посетит руководство задействованной в "Набукко" компании RWE.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]