Туркменистан, Ашхабад, 13 июля / корр. Trend Г.Гасанов /
Туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов на днях заявил о возможности обеспечения проекта Набукко, цель которого - Европа - туркменским природным газом. Важно учесть, что само слово Набукко в ашхабадских коридорах власти до сего времени почти не произносили.
На правительственном совещании, где подводились итоги полугодия Туркменистана, было продемонстрировано, что приверженность прикаспийской страны принципу диверсификации энергоносителей на мировые рынки носит не декларативный характер.
"Мировое сообщество знает, что независимый аудит доказал наши гигантские запасы газа. Мы готовы его продавать на своей границе по всем направлениям, в том числе по варианту Набукко", - сказал Бердымухамедов, до этого приняв правительственную американскую делегацию во главе с заместителем Государственного секретаря США по политическим вопросам Уильямом Дж. Бернсом.
Новость была озвучена как нельзя кстати. Сегодня в Анкаре - подписание межправительственного соглашения по проекту Набукко (Nabucco), в котором заинтересовано большинство стран на европейском континенте, дважды испытавших шок от отключения тепла при "заморозках" из-за выяснения отношений России (основного экспортера) с транзитной Украиной.
Как известно, в присоединении к проекту Набукко прикаспийского соседа заинтересованы не только потенциальные потребители в Европе, но и Азербайджан, на которого, в частности на месторождение Шах-Дениз, в краткосрочной перспективе участники консорциума делают основную ставку. У официального Баку появится возможность получать валюту за транзит - причем на долгосрочной основе.
Очевидно, что после подключения к Набукко Туркменистана технические параметры проекта изменятся - нужно будет вести дополнительную трубу через Каспий - причем по той акватории, которая принадлежит двум прикаспийским государствам. Как сообщал Trend , Бердымухамедов недавно принял главу Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (SOCAR) Ровнага Абдуллаева, который сказал, что "Азербайджан всецело поддерживает инициативы Туркменистана и разделяет его подходы к решению вопросов глобальной энергетической безопасности, служащие целям развития взаимовыгодного партнерства на мировом энергетическом пространстве".
В заявлении по Набукко туркменский руководитель обращает внимание то, что он сослался на образовавшийся "излишек" экспортного газа и заметил, что для "бесперебойной подачи газа в нужных направлениях" будет построен внутренний газопровод, который объединит необходимые ресурсы с востока на запад страны - к Прикаспию.
Туркменистан - один ключевых поставщиков природного газа в Каспийском регионе. И Ашхабад до сих пор вел себя сдержанно в европейском направлении, если и обсуждал Транскаспийский маршрут, то настойчиво воздерживался от конкретных официальных заявлений. Многие эксперты видели причины в долгосрочных обязательствах перед Россией, которая импортировала до 40-45 миллиардов кубометров газа в год и даже обещала удвоить закупки. Реэкспортируя туркменское сырье в Европу и СНГ Газпром закреплял свой доминирующий "статус кво" на энергетическом европейском рынке и не тратился на разработку собственных месторождений.
Трещина в "газовых" отношениях России и Туркменистана образовалась в этом году. Сначала в ходе визита Бердымухамедова в Москву сорвалась сделка о строительстве внутритуркменского газопровода "Восток-Запад", который должен был вывести туркменские ресурсы с востока к Каспию (у Москвы есть планы сооружения Прикаспийского газопровода через Казахстан). Потом, в ночь на 9 апреля произошла авария в Туркменистане на одной из веток газопровода Средняя Азия-Центр (САЦ-4). Ашхабад обвинил в последнем инциденте ОАО Газпром, который, по версии МИД Туркменистана, с опозданием объявил о существенном сокращении отбора туркменского газа, так как в связи с мировым экономическим кризисом спрос на мировом рынке на этот вид топлива снизился. Туркменистан счел подобный шаг, чреватый валютными издержками для Ашхабада, серьезным нарушением контрактных обязательств.
Прокачка туркменского газа в северном направлении так и не возобновилась, Россия требует пересмотра долгосрочного контракта, настаивая на снижении либо закупок газа, либо стоимости товарного газа. Ашхабад, в свою очередь, говорит о необходимости для начала погасить образовавшиеся валютопотери. О подобном развитии событий Trend еще в середине апреля говорил из Ашхабада туркменский экономист на условиях анонимности. "У Запада появился реальный шанс оживить Набукко. Здесь в Ашхабаде многих насторожил тот факт, что Россия - основной покупатель - в последнее время пыталась поставить под сомнение надежность поставок из Туркменистана", - сказал он.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]