Азербайджан, Баку, 28 октября /корр. Trend В. Жаворонкова/
Для решения энергетической проблемы Центральной Азии странам региона необходимо пойти на компромисс и привлечь к обсуждениям этого вопроса региональные организации, считает российский эксперт по Центральной Азии Леонид Гусев.
"Я думаю, что в этом случае всем странам нужно пытаться достичь компромисса, в переговорном процессе нужно задействовать Россию, необходимо привлечь механизмы ЕврАзЭС и ШОС", сказал Trend по электронной почте старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Гусев.
В ноябре существует вероятность выхода Казахстана из параллельного режима работы объединенной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА). Эту информацию подтвердил главный менеджер отдела по связям с общественностью национальной компании по управлению электрическими сетями (KEGOC) Марат Мухамедсалиев.
По его словам, главной причиной выхода из ОЭС ЦА стал несанкционированный отбор энергии. "Неконтрактный отбор энергии со стороны ОЭС, в частности Таджикистаном, достиг 100 млн. кВт-ч", - пояснил представитель АО "KEGOC".
Мухамедсалиев объяснил этот факт нерешенностью вопроса транзита туркменской электроэнергии через Узбекистан в Таджикистан, что, в свою очередь, угрожает перегрузом транзитных линий Север - Юг.
В случае отсутствия адекватных мер со стороны партнеров по ОЭС компания KEGOC в целях обеспечения качественного и надежного электроснабжения казахстанских потребителей намерена инициировать и согласовать с правительством вопрос выхода из режима параллельной работы ОЭС ЦА в ноябре, сказал Мухамедсалиев. При этом он подчеркнул, что энергосистема Казахстана является самодостаточной и, в случае выхода из ОЭС ЦА, Казахстан способен покрывать внутренний спрос на электроэнергию.
"Поэтому, заявляя о своём выходе из параллельного режима работы объединенной энергетической системы, Казахстан хочет показать, что он не доволен действиями и Таджикистана и Узбекистана", - считает Гусев.
Такой шаг Астаны, по его мнению, скажется на уровне жизни населения стран Центральной Азии.
Если не решить вопрос электроэнергии региона, это может закончиться резким противостоянием между странами Центральной Азии, что может привести к очень нежелательным последствиям в регионе, например, спровоцировать волнения, в которые тут же ввяжутся экстремистские исламистские группировки, сказал Гусев.
Такая ситуация сложилась потому, что имеющая богатые энергетические ресурсы Центральная Азия отличается крайне неравномерным их распределением по территории региона. Если страны, к числу которых относятся расположенные в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, богаты нефтью и газом, то государства, находящиеся в верховьях рек - Кыргызстан и Таджикистан - их почти не имеют.
Однако страны, расположенные в верховьях рек и контролирующие их истоки, располагают не менее, а в условиях засушливого климата Центральной Азии гораздо более важным ресурсом - водой, считает Гусев.
Около 80 процентов водных ресурсов, по словам эксперта, региона формируется на территории Кыргызстана и Таджикистана, а потребляется Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией.
Большая часть водостока формируется за счет Амударьи и Сырдарьи, которые берут начало в Кыргызстане и Таджикистане.
"На территории Казахстана, например, сток Сырдарьи формируется всего на шесть процентов, а водозабор из нее составляет 38 процентов, аналогичная ситуация складывается в Туркмении и Узбекистане", - сказал эксперт.
Не имея собственных топливных ресурсов, а также испытывая трудности с их приобретением, Кыргызстан и Таджикистан планируют решить свои энергетические проблемы с помощью строительства новых ГЭС, заложенных еще в советский период, считает Гусев.
Строительство же ГЭС, по мнению эксперта, вызывает резкое неприятие Узбекистана, а с некоторых пор и Казахстана.