Азербайджан, Баку, 4 марта /корр. Trend А.Бадалова/
Политические беспорядки в странах Ближнего Востока и Северной Африки могут ускорить усилия ЕС в реализации проекта "Южного газового коридора", призванного диверсифицировать источники энергопоставок и увеличить энергетическую безопасность Евросоюза, считает главный редактор европейского интернет-журнала Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд (Andrej Tibold).
С другой стороны, по его мнению, есть причины оценивать события в этих регионах с негативной точки зрения для "Южного газового коридора".
"Ближневосточный газ (в случае проекта Набукко - иракский) рассматривается в качестве одной из ресурсных баз для проекта "Южного газового коридора", - сказал Trend по электронной почте Тибольд. Могут возникнуть дискуссии относительно того, насколько ближневосточный газ на самом деле может содействовать политике ЕС по диверсификации источников или даже относительного того, не несет ли он риск для безопасности поставок, считает Тибольд.
К проектам "Южного коридора" относятся: газопровод "Набукко", Трансадриатический газопровод (TAP), "Белый поток", ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия). В качестве основного источника поставок газа для Южного коридора рассматривается газ из Каспийского региона и Ближнего Востока.
Политическая нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывает у Европы беспокойство в связи с рисками прекращения поставок энергоресурсов в ЕС и ставит еще острее вопрос диверсификации их источников.
Первой страной-экспортером, где была серьезно приостановлена добыча нефти в результате охвативших страну политических волнений, стала Ливия.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), уровень сокращения добыча нефти в стране составляет от 850 тысяч до одного миллиона баррелей в сутки.
Ливия является восьмым по объемам добычи производителем нефти среди 12 стран ОПЕК и третьим - в Африке после Нигерии и Анголы. Основными импортерами ливийской нефти являются Италия, Германия, Испания, Франция, Китай, США. Меньшие объемы импортируют также Австрия, Великобритания, Греция, Швейцария и др. Импорт ливийской нефти покрывает 51 процент потребностей Италии, 13 процентов Германии и пять процентов Франции.