...

Глобальный передел нефтяного рынка

Энергетика Материалы 19 декабря 2015 17:10 (UTC +04:00)

Вагиф Шарифов

Демпинг цен на нефть странами ОПЕК, желание Саудовской Аравии постоянно увеличивать свою рыночную долю, ожидание появления иранской нефти после снятия санкций с Тегерана заставили США срочно принять историческое решение о начале экспорта собственной нефти. Эксперты уже успели негативно отреагировать на эту новость, считая, что цены значительно упадут как минимум из-за психологического фактора.

Сами же США так не думают: министерство энергетики этой страны считает, что к 2025 году цена на Brent достигнет уровня 90,23 доллара за баррель, что лишь на 0,18 доллара за баррель меньше, чем, если бы запрет на экспорт был сохранен. Разница варьируется от сценария к сценарию, но не превышает и доллара за баррель.

Сложнее всего придется бизнесу на внутреннем рынке США, где ограниченное предложение на WTI повысит ее стоимость на НПЗ, что приведет к росту цен на автобензин и потянет за собой инфляцию потребительских цен в экономике. Лучше придется Китаю, который будет продавать свои потребительские товары в Америке дороже при сохранении их себестоимости из-за отсутствия значительного влияния наличия WTI на рынке на цену на Brent.

Забыв про психологический фактор, основным физически давящим на цены игроком на рынке является Саудовская Аравия, которая всеми силами пытается все залить нефтью даже там, где раньше работали другие. Это вызывает конфликт интересов с Россией, которая не может позволить себе такой уровень демпинга в Европе, но который может позволить себе Саудовская Аравия из-за разной себестоимости. По всей видимости, к игре "кто кого передемпингует" скоро подключатся и США, оценки министерства энергетики которых выглядят как минимум странно на фоне того, что Иран уже в первом квартале 2016 года ожидает снятия санкций для начала экспорта нефти. Нет никаких сомнений в том, что Иран будет предлагать свою нефть дешевле рыночной, преследуя следующие цели:

- как можно быстрее завоевать рыночную долю в мире;

- как можно быстрее наполнить бюджет страны деньгами от экспорта нефти для их использования в восстановлении внутренней рыночной инфраструктуры, включая строительство новых нефте- и газопроводов.

Вся эта ситуация приведет к незапланированной встрече ОПЕК в первой половине 2016 года, на которой страны будут винить друг друга в намеренном затоваривании рынка, но решения сокращать добычу принято не будет, так как на рынке уже будет нефть из США. Любое сокращение в любом направлении моментально приведет к отъему рыночной доли, несмотря на то, что точка безубыточности государственных бюджетов Ирана, Алжира, Ирака, Саудовской Аравии и ОАЭ уже находится далеко в минусе от текущих цен на нефть. Хуже всего придется Ливии, чей госбюджет может оказаться бездефицитным только при цене в 207 долларов за баррель.

За последние почти 30 лет коридор в 30-35 долларов за баррель Brent наблюдался несколько раз - в 1990, 2000, 2003-04 годах и декабре 2008-го. Ровно через семь лет - в декабре 2015 года - цена вернулась на прежний уровень. Значительному повышению цен на нефть теперь может оказать поддержку, в частности, создание искусственного дефицита на сырье, или расшатывание ситуации в крупных нефтедобывающих регионах, поставки нефти из которых имеют прямое влияние на мировые цены.

История нефтяной промышленности показывает, что в течение года до начала войны в Персидском заливе средняя цена на Brent составляла 18 долларов за баррель. Во время войны цена была уже на уровне 29 долларов, и даже достигла отметки в 41 доллар. Но интересно, что за день до начала войны - первого августа 1990 года - цена на Brent составила 19-20 долларов за баррель, и на следующий же день после окончания войны - первого марта 1991 года - она вернулась на тот же уровень - 19-20 долларов за баррель. Существует масса аналогичных примеров: исламская революция в Иране, ирано-иракская война, азиатский финансовый кризис, события в США 11 сентября, вторая война в Ираке.

Налицо глобальный передел нефтяного рынка между Саудовской Аравией и США. ОПЕК прекратил быть локомотивом, а стал чисто коммерческой компанией, извлекающей прибыль, невзирая ни на что. Многие специалисты считают, что картель просто больше не нужен. Министр финансов провинции Альберта сказал как-то, что "нам необходима такая позиция, когда бы мы не слушали ОПЕК для того, чтобы решить, сколько школ нам строить". Если бы ОПЕК захотел, то смог бы повысить цены, забыв про рыночную долю, которую всегда можно восстановить, как, например, это было в 1973 году, когда картель снизил производство настолько, что цена поднялась с 3 до 12 долларов за баррель.

Вагиф Шарифов, эксперт АМИ Trend

Тэги:
Лента

Лента новостей