...

Казахстану важно сбалансировать и расширить транспортные возможности для экспорта нефти

Энергетика Материалы 22 апреля 2022 14:34 (UTC +04:00)
Азер Ахмедбейли
Азер Ахмедбейли
Все материалы

БАКУ/Trend/ - Авария на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске, откуда на экспорт шла львиная доля казахстанской нефти, обнажила некоторую уязвимость сложившейся системы экспортной транспортировки нефти, учитывая ее ключевую роль в экономике страны.

По расчетам казахстанских экспертов нефтяного рынка, в результате аварии республика ежедневно теряет около 54 миллионов долларов.

Нет, конечно же, как заверили российские партнеры по консорциуму, до конца апреля все поломки на терминале будут устранены, но речь идет не о частном случае.

Синхронизация добычи нефти и ее экспорта, особенно после открытия гигантского месторождения Кашаган, является одной из сложных задач, стоящих перед ТЭК Казахстана.

Последние годы Казахстан неуклонно и довольно заметно наращивал добычу нефти: с 78 млн. т (с учетом газового конденсата) в 2016 году до 90,5 млн. тонн в 2019 году. В 2020 и 2021-е пандемийные годы объем добычи несколько снизился, составив по 85,7 млн. т, в основном, из-за ограничений ОПЕК+.

Увеличение добычи в основном связано с тремя крупными нефтяными месторождениями – Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. Более того, все они в настоящее время находятся в процессе оптимизации и расширения мощностей.

Проект по расширению нефтегазового месторождения Тенгиз с бюджетом в $37 млрд., который включает в себя строительство третьего завода по очистке нефти и проект по управлению устьевым давлением, находятся в процессе имплементации. Кроме этого, на месторождении ожидается запуск проекта Северо-Восточного кольца с бюджетом в 5 миллиардов долларов, включающий бурение 66 новых скважин.

После завершения проектов добыча на месторождении Тенгиз увеличится примерно на 12 млн. тонн, достигнув 39-40 млн. тонн в год.

Также, несколько лет назад начался проект расширения Карачаганакского месторождения с бюджетом не менее 5 миллиардов долларов.

Разработка месторождения Кашаган является одной из приоритетных задач нефтегазовой отрасли Казахстана, поскольку принесет государству многомиллиардные доходы. Процесс идет, однако пока нет окончательного сценария по дальнейшему расширению и сроках реализации проекта.

Из всего этого следует, что добыча и, соответственно, экспорт казахстанской нефти будут в перспективе расти.

Теперь о путях транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки.

Во-первых, напомним еще раз, что Европа является местом назначения подавляющего количества казахстанской нефти (80 процентов).

Основные пути для экспорта нефти из Казахстана включают трубопровод КТК до черноморского порта Новороссийск (те самые 80 процентов), трубопровод Казахстан-Китай и трубопровод Атырау-Самара. Два последних имеют ограниченные возможности.

Если иметь в виду сегодняшнее количество добываемой нефти, и максимальную мощность КТК в 67 миллионов тонн, то Казахстану и не требуются новые транспортные мощности для экспорта, поскольку КТК возьмет на себя все имеющиеся объемы.

Однако что будет, когда эксплуатационные сложности технологического процесса на месторождении Кашаган будут окончательно устранены, и через несколько лет добыча на нем выйдет на ранее заявленные объемы (примерно 21 млн. т к концу Фазы 1, 30 млн. т в рамках Фазы 2, и далее по нарастающей до, как пишут, 57-60 млн.)?

Форс-мажорная ситуация, возникшая 20 марта на терминале в Новороссийске, наглядно показала, что для обеспечения экономической безопасности государства Казахстану необходимо внести коррективы в существующую систему распределения экспортных потоков:

сбалансировать транспортные возможности для экспорта нефти, чтобы не зависеть почти полностью от одной трубы, и расширить эти возможности, чтобы безболезненно справляться с возрастающими объемами добычи.

От бесперебойных поставок казахстанской нефти на мировые рынки зависит, в том числе, и успех задекларированных правительством Казахстана амбициозных (в хорошем смысле) политических и экономических реформ, которые, по словам заместителя главы АП Казахстана Тимура Сулейменова, сделают страну в течение 3-5 лет «похожей на Польшу или Нидерланды».

Лента

Лента новостей