БАКУ/Trend/ - Fitch рейтингует четыре государственных банка в Узбекистане (ОАКБ "Агробанк", АКБ "Асака", ОАК "Микрокредитбанк" и УАКБ "Узпромстройбанк") на уровне «BB-»/прогноз «Стабильный», исходя из мнения о вероятной готовности и способности властей Узбекистана предоставить банкам поддержку, если она им потребуется, сообщает Trend со ссылкой на агентство.
Также, агенство рейтингует три частных банка: АИКБ "Ипак Йули" («B»/прогноз «Стабильный»), ЧАБ "Трастбанк" («B»/прогноз «Стабильный») и ЧАКБ "Универсал" («B-»/прогноз «Стабильный»).
Fitch Ratings отмечает, что прогноз по банковскому сектору Узбекистана остается стабильным с учетом результатов за 2018 год, свидетельствующих о хорошем качестве активов и прибыльности.
Вместе с тем капитализация и ликвидность являются невысокими, и имеются риски, связанные с быстрым ростом кредитования (51 процент в 2018 году) и выдачей кредитов в иностранной валюте.
Качество активов является хорошим: обесцененные кредиты составляли лишь 1,3 процента от валовых кредитов в секторе на конец 2018 года, и полностью покрывались резервами на потери по кредитам. Валютный риск является существенным с учетом высокой долларизации кредитов в секторе (56 процентов на конец 2018 года). Кредиты, выдаваемые компаниям меньшего размера, как правило, в большей степени подвержены валютному риску, поскольку кредиты крупным компаниям в госсобственности, в том числе крупнейшие кредиты в иностранной валюте в секторе, имеют гарантии от государства.
В тоже время даже эти кредиты могут нести риск для банков, поскольку они могут быть реструктурированы при стрессовом сценарии. Около 1,7 миллиарда долларов номинированных в иностранной валюте кредитов у госбанков (12 процентов от кредитов в секторе) было реструктурировано в 2017 году в целях снизить давление, обусловленное резким ослаблением национальной валюты после того, как была отменена привязка к доллару.
Риски, связанные с качеством активов, также обусловлены ограниченной прозрачностью заемщиков из числа компаний малого и среднего бизнеса и слабым регулированием розничного кредитования при отсутствии лимитов на максимальную долговую нагрузку заемщиков (соотношение платежей к доходам (PTI)) или по кредитованию в иностранной валюте. В то же время регулятор может ввести дополнительные ограничения, если посчитает, что риски существенно увеличиваются.
Доходность на средний капитал в секторе составляла 13,5 процента в 2018 году, и чистая процентная маржа была на уровне 4,4 процента, чему способствовали более высокие процентные ставки по кредитам в национальной валюте после повышения центральным банком ставки рефинансирования. Непроцентный доход был важным источником прибыльности (46 процентов от валового дохода) за счет комиссий по переводам денежных средств физическими лицами и транзакционных услуг, а также за счет прибыли от валютных операций. Операционные расходы были в целом стабильными (49 процентов от валового дохода), в то время как отчисления под обесценение оставались низкими (менее двух процентов от средних кредитов).
Капитализация в секторе обеспечивает невысокую способность абсорбировать убытки после ослабления в 2018, поскольку нераспределенная прибыль и взносы капитала не успевали за быстрым ростом кредитования.
Быстрый рост кредитования, вероятно, продолжится, но ожидается, что капитализация останется выше минимальных уровней, хотя и ненамного. У банков в частной собственности рост, вероятно, будет более сдержанным, чем у банков в государственной собственности, поскольку они полагаются на генерирование капитала за счет прибыли и имеют меньше возможностей для его поддержки за счет взносов капитала.
Ликвидность в секторе также находится под давлением ввиду роста кредитования.
Высоколиквидные активы в секторе сократились до девяти процентов от суммарных активов на конец 2018 года, и показатель чистого стабильного фондирования был на уровне 108 процентов, что немногим выше регулятивного минимума в 100 процентов. Отношение кредитов к депозитам было высоким на уровне 239 процентов, и сектор полагается на существенное фондирование от Фонда реконструкции и развития Узбекистана («ФРРУ»), на который приходится около 40 процентов суммарных обязательств.
Fitch Ratings ожидает, что быстрый рост кредитования продолжится, поскольку объем кредитования все еще является невысоким относительно размера экономики Узбекистана. Рост обусловлен тем, что государственные банки направляют фондирование, полученное от ФРРУ, в стратегически значимые секторы экономики (нефтегазовый, горнодобывающий, транспортный, сельскохозяйственный и химический), на которые приходится около 40 процентов от суммарного банковского кредитования. Частные банки кредитуют в основном недостаточно охваченные кредитованием предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляют операции микрофинансирования и предоставляют кредиты розничным клиентам.
(Автор: Фахри Вакилов. Редактор: Талех Агавердиев)
Твиттер:@vakilovfaxri