Deutsche Welle, Александр Токмаков
Киргизские НПО выражают озабоченность участившимися случаями запрета на въезд в страну зарубежных правозащитников. Активисты гражданского общества обвиняют киргизские власти в построении авторитарного закрытого режима.
За последние два года киргизские власти объявили персонами нон грата уже нескольких зарубежных правозащитников. Первый такой случай произошел в октябре 2008 года. Тогда во въезде в страну отказали представителю Норвежского Хельсинского Комитета Ивару Дале, который пытался открыть в Бишкеке центральноазиатское представительство этой организации. В феврале этого года из Киргизии был депортирован обратно в Россию представитель международного правозащитного центра "Мемориал" Виталий Пономарев. Позже ему запретили въезд в республику на 5 лет.
В апреле этого года не смог попасть в Киргизию медиа-эксперт из Украины Евген Глибовицкий. В мае киргизские власти отказали во въезде представителю социал-демократической партии Казахстана Марии Сабитовой и казахстанскому журналисту Виктору Ковтуновскому. В ноябре из Киргизии был выдворен другой представитель правозащитного центра "Мемориал" Бахром Хамроев. И последний похожий случай произошел на прошлой неделе, когда въезд в Киргизию на 10 лет запретили правозащитнице из Таджикистана Нигине Бахриевой, которая должна была провести в Бишкеке тренинг по вопросам мониторинга прав человека в закрытых учреждениях.
"Политическая подоплека выше правового подхода"
По мнению директора киргизского общественного фонда "Голос свободы" Сардара Багишбекова, все данные решения киргизских властей нужно расценивать исключительно как политические.
"С правовой точки зрения нам даже обжаловать нечего, - говорит Сардар Багишбеков. - У нас нет доступа к информации, мы не знаем на основании какого положения, приказа или списка запрещается въезд. Данные действия незаконны, здесь политическая подоплека выше правового подхода". По словам Сардара Багишбекова, отказ зарубежным правозащитникам во въезде в Киргизию свидетельствует о том, что ситуация с правами человека в самой Киргизии постоянно ухудшается.
Незаконными действия киргизских властей называет и лидер коалиции "За демократию и гражданское общество" Динара Ошурахунова. "Ни в одном случае госорганы не смогли дать вразумительного, законного обоснования своих запретов, поэтому мы можем прямо заявлять о том, что государство пытается препятствовать работе правозащитников, в том числе и международных", - отмечает Динара Ошурахунова.
"Власть взяла курс на авторитарность и закрытый режим"
По ее мнению, власти также пытаются ограничить сотрудничество местных правозащитников с их зарубежными коллегами, а Киргизия постепенно превращается в закрытую страну.
"У нас нет доступа к справедливому суду, к независимым СМИ, - говорит Динара Ошурахунова. - Единственное, что у нас осталось, так это возможность обращаться к международному сообществу. Но власть пытается изолировать местные правозащитные организации от международных".
Как полагает Ошурахунова, международное сообщество должно обратить более пристальное внимание на ситуацию с правами человека в Киргизии и, в частности, дать свою оценку участившимся случаям запрета на въезд в Киргизию представителей зарубежных неправительственных организаций. "В Киргизии сейчас наблюдается тенденция, которая свидетельствует о том, что власть взяла курс на авторитарность и закрытый режим", - уверена Динара Ошурахунова
Долгое время Киргизия считалась наиболее свободной и безопасной страной в Центральной Азии. Именно здесь часто проходят всевозможные международные конференции и обучающие семинары по правам человека. Однако ситуация начинает меняться, считает руководитель общественного фонда "Голос свободы" Сардар Багишбеков.
"Статус безопасной страны Киргизия начала терять уже в 2005 году, когда произошли первые случаи выдачи узбекских беженцев. А сегодня мы замечаем, что некоторые международные конференции уже проводятся в Казахстане, который, по мнению международных экспертов, получается более безопасной страной", - говорит Сардар Багишбеков
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Trend