Обозреватель персидской редакции Trend Тамкин Джафаров
Несмотря на то, что все еще в планах США остаются "предупреждающие военные меры" в связи с ядерной программой Ирана, в отличие от Израиля официальный Вашингтон считает дипломатические и экономические санкции более эффективными.
Как сказал министр обороны США Роберт Гейтс, США в вопросе ядерной программы Ирана отдают предпочтение дипломатии. По его словам, экономические санкции оказались намного эффективнее, чем ожидалось. Ранее премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на своей встрече с вице-президентом США Джо Байденом попросил рассмотреть "военный вариант" для остановки ядерной программы Ирана.
Несколько лет, как темой споров является вопрос о том, что - война или санкции - в силах остановить иранскую ядерную программу, в особенности проект обогащения урана.
Суть вопроса иранской ядерной программы заключается в том, что Иран и США могут разрешить эту проблему с пользой для обеих сторон. Либо США должны начать войну из-за этого вопроса, либо же согласиться с тем урегулированием вопроса, которое будет в пользу обеих сторон. Вероятнее всего, США отдают предпочтение второму. Большинство экспертов считают, что в данных условиях "военный вариант" не выгоден для США. По их словам, США воздерживаются от нападения на Иран в связи с тем, что сегодня Вашингтон тратит огромные финансовые средства в Ираке и Афганистане, а также из-за многочисленных проблем во время нападения на эти страны и упреков международного сообщества. Кроме того, США прекрасно понимают, насколько высок авторитет Ирана в регионе, а потому не хотят вновь столкнуться с вышеперечисленными проблемами.
Действительно, эти факторы являются причиной ненападения США на Иран. Однако есть и другие факторы, сущность которых осознает и Иран, и страны Запада. Несмотря на то, что в последние годы Иран заявляет о больших достижениях в сфере военных технологий, ряд экспертов с недоверием относится к этим заявлениям, отмечая, что большая часть этих заявлений носит пропагандистский характер, и военная сфера Ирана не может настолько развиться, учитывая санкции против этой страны.
В таком случае раздувание термина "иранская угроза" и теории о том, что Иран является потенциальной угрозой для международного сообщества, становится очевидным. В таком случае под большим вопросом оказывается сама идея необходимости войны.
Еще одной причиной ненападения США на Иран является то, что Соединенные Штаты не могут полностью спрогнозировать реакцию иранского народа на нападение. США не хотят, чтобы возможная война превратилась в сплошные партизанские бои и стала бесконечной. Неудача в Иране, учитывая неудачи страны в Ираке и Афганистане, может очень дорого обойтись США. Страны Запада и США будут использовать "возможность военного варианта" с целью давления на Иран, однако дата претворения в жизнь этого варианта пока остается неизвестной.
Пока нельзя ничего сказать и о возможном результате обсуждений Ирана и стран "5+1" (постоянные члены СБ ООН и Германия), ибо все еще нет никакого единства мнений по теме обсуждений. В пакете предложений, представленных Ираном Западу, официальный Тегеран демонстрирует свой немалый авторитет в регионе, а страны Запада требуют у Ирана продолжить обсуждения по поводу его ядерной программы. Иран считается силой, способной создать многочисленные проблемы для США в регионе. Несмотря на то, что иранская ядерная программа является причиной серьезной обеспокоенности обеих стран, это единственный вопрос, который может направить обе страны на путь совместных стратегических обсуждений.
Обсуждения между Ираном и странами "5+1" были приостановлены в 2009 году после принятия Советом управляющих МАГАТЭ резолюции против Ирана. На середину ноября запланирован новый раунд переговоров между Ираном и "5+1" (постоянные члены Совбеза ООН и Германия), которые не проводились больше года. На обсуждениях страны "5+1" будут представлены высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Маргарет Эштон (Catherine Margaret Ashton).