Замминистра культуры Ирана по кино Джавад Шамакдари (Javad Shamaqdari) обвинил президента Каннского фестиваля Жилю Жакобу (Gilles Jacob) в излишнем внимании к творчеству опального режиссера Джафара Панахи (Jafar Panahi), а заодно упрекнул дирекцию форума в фашистском отношении к режиссеру Ларсу фон Триеру (Lars von Trier), передает во вторник "Франс пресс" со ссылкой на иранское агентство FARS.
Фон Триер, объявленный Каннским фестивалем персоной нон грата за неверно истолкованную шутку насчет симпатий к нацистской эстетике, несколько раз извинился, объяснив свои высказывания "специфическим датским юмором", а его фильм "Меланхолия" в итоге остался в конкурсе. Сыгравшая в нем главную роль актриса Кирстен Данст получила награду за лучшую женскую роль, пишет РИА Новости.
"Вероятно, в энциклопедии потребуется внести новое определение свободы слова. В противном случае, поведение Каннского фестиваля по отношению к фон Триеру, которого вынудили неоднократно приносить извинения, будет вызывать у всех в памяти средневековый процесс, устроенный церковью над Галилеем", - цитирует "Франс Пресс" слова Шамакдари, который, вдобавок, усмотрел в инциденте "признаки фашистского поведения" фестивальной администрации.
Фон Триер в ответ опубликовал отдельное заявление, которое цитирует Variety: "Свобода слова - в любых формах - является, на мой взгляд, важнейшей частью прав человека. Однако комментарии, сделанные мной на фестивальной пресс-конференции, были неумны, двусмысленны и излишне резки. Я имел в виду показать, что в каждом человеке, вне зависимости от его национальности, этнической принадлежности, ранга и вероисповедания, кроется склонность к насилию в худших формах. Если мы станем объяснять исторические катастрофы исключительно жестокостью отдельных индивидов, нам придется отказаться от попыток понять человеческое устройство, без которых мы не сможем избежать преступлений против человечества в будущем".
Кроме того, Шамакдари в очередной раз напомнил фестивальной дирекции о том, что не следует лезть во внутренние дела Ирана и выступать в поддержку Панахи, осужденного за антиправительственную пропаганду на шесть лет заключения и 20 лет запрета на профессию. Из письма Шамакдари следует, что в итоге наказание для Панахи было заменено на запрет на выезд из страны.
Вместе со своим младшим коллегой и другом Мохаммадом Расулофым (Mohammad Rasoulof) он прислал фильм в каннскую программу "Особый взгляд". Фильм Расулофа "До свидания" (Be Omid e Didar), история адвоката из Тегерана, который пытается получить выездную визу, удостоился приза за лучшую режиссуру, однако его автор не смог приехать на церемонию, и награду получала жена. Панахи стал лауреатом премии "Золотая карета", вручаемой французской киноассоциацией за смелость и независимость мышления.
"У нас в Иране более 400 режиссеров, их творчество крайне разнообразно. Мы не можем сосредотачиваться на одном-единственном исключении, какое являет собой господин Панахи", - отметил представитель иранского министерства культуры.
За освобождение Панахи, лауреата основных международных фестивалей, второй год подряд борется кинообщественность всей планеты. На Берлинском фестивале в феврале для иранского режиссера было зарезервировано почетное место в жюри, и на всех официальных церемониях для него ставилось пустое кресло.